Художник Виктор Тетерин
 
Слайдер
Тверское
  Областное
   Краеведческое
     Общество
3-ist 3-ist 3-ist 3-ist 3-ist

photo

Авторское право

Материалы, размещенные на сайте Тверского областного краеведческого общества, служат образовательным и просветительским целям, предназначены для продвижения гуманитарных знаний, популяризации творчества авторов. Размещенные материалы свободны для некоммерческого использования и не предназначены для какого-либо использования на платной основе. Изменение авторских текстов недопустимо, при использовании материалов сайта, ссылка на авторов материалов и сайт «Тверской край» обязательна.

Администрация сайта с благодарностью примет все замечания и пожелания по работе сайта, сделает все возможное, чтобы предложенные материалы и информация были интересны и познавательны для посетителей сайта, не нарушали авторское право и законные интересы третьих лиц, соответствовали действующему законодательству и этическим нормам.



Художник Виктор Тетерин

Татьяна МИХАЙЛОВА

Художник Виктор Тетерин – участник легендарной «Группы Одиннадцати»

 

Живописец и график, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР, Виктор Кузьмич Тетерин: родился в деревне Бахарево Тверской губернии 25 октября 1922 года, а умер 1 октября 1991 года в Санкт-Петербурге. В Ленинграде жил с 1930 года (отец работал в судоремонтных мастерских), там же окончил Академию художеств.  

Союз этот – один из преемников Союза художников СССР. Но историю свою организация ведёт ещё с 1932 года, когда вышло постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», предписывавшее распустить существовавшие литературные и художественные и образовать единые творческие союзы. 

Среди руководителей СПбСХ были в разное время Кузьма Петров-Водкин,
Матвей Манизер, Михаил Аникушин. Членами СПбСХ были жена Тетерина Евгения Антипова, Исаак Бродский, Казимир Малевич, Александр Самохвалов, Виталий Тюленев, Павел Филонов.

До 1942 года В. Тетерин оставался в блокадном Ленинграде, потом – вместе с Академией художеств – был эвакуирован в Самарканд. По возвращении занимался, как и его жена, у Александра Осмёркина. Несколько лет преподавал на кафедре общей живописи ЛВХПУ (Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной, на студенческом жаргоне просто «Муха»). Высшим учебным заведением академия стала в 1948 году, имя Веры Игнатьевны Мухиной присвоено ей в 1953 году. А в 1994 году академия преобразована в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию с присвоением ей в 2006 году имени её основателя барона Александра Штиглица, на средства которого она и была основана в 1876 году.

С 1949 г. Тетерин в качестве свежеиспечённого кандидата в члены Ленинградского союза советских художников, а с 1953 года – члена Союза художников – участвовал в художественных выставках. Нам должно быть интересно проследить изменение его живописной манеры.

Если в работах 1950-х у Тетерина наблюдается желание «правильной» передачи реальных форм, то вскоре художник начинает углубляться в вопросы живописного языка, изучая прежде всего возможности цвета. Знакомство с крымской природой, поразившей Тетерина силой солнечного света и яркостью красок, приводит к тому, что В. Тетерин уходит с преподавательской работы, чтобы полностью посвятить себя творчеству. Теперь он соотносит собственный опыт с приёмами близких ему мастеров: Петра Кончаловского Ильи Машкова, Поля Сезанна, а более всего Анри Матисса.  Так художник приходит к ощущению собственной творческой зрелости.  Отныне художник оперирует цветом, ритмической организацией холста, передачей световоздушной среды. Этому подчинена достаточно условная композиции.

Виктор Тетерин начинал свою деятельность в условиях борьбы государства с «формализмом», стоившей жизни его учителю А. Осмёркину (см. «Два века – две судьбы: торопчане Нил Гоголинский и Евгения Антипова в русской живописи XIX и XX века», а также роман-памфлет Ивана Шевцова «Тля», написанный в 1949 году, но опубликованный только в 1964 году). Несмотря на это, искусству Тетерина совершенно не свойственен драматизм. Общественные бури и протесты далеки от художника, и в этом своеобразие его творчества. По своему мировоззрению он стремился к изображению единства природы и человека, в чём и преуспел за отпущенные ему годы жизни.

Уместно напомнить, что единственным возможным (с точки зрения государства) направлением в советском искусстве того времени был социалистический реализм. Просуществовал он вплоть до середины 1980-х годов. Сам этот термин был введён в устав Союза писателей после выступления М. Горького в 1934 году на Первом съезде писателей, но требования соцреализма быстро распространилось на всю культуру, в том числе и изобразительное искусство.

Под социалистическим реализмом понималось переустройство мира в соответствии с коммунистическими идеалами.  И пафосность, интернационализм, народность и судьба индивида как часть судьбы общества были его основными условиями. Литературный критик Андрей Синявский, опубликовавший на Западе под псевдонимом Абрам Терц своё исследование «Что такое социалистический реализм», задался вопросом: «Что такое социалистический реализм? Что означает это странное, режущее ухо сочетание? Разве бывает реализм социалистическим, капиталистическим, христианским, магометанским? Да и существует ли в природе это иррациональное понятие? Может быть, его нет? Может быть, это всего лишь сон, пригрезившийся испуганному интеллигенту в темную, волшебную ночь сталинской диктатуры? Грубая демагогия Жданова или старческая причуда Горького? Фикция, миф, пропаганда?». И получил за свои «стилистические расхождения» с линией партии семь лет тюрьмы. Было это аккурат в 1966 году, когда состоялась первая выставка Виктора Тетерина.

Даты последующих выставок – 1988 и 1999 годы. Кроме того, Тетерин был участником легендарной выставки 11 ленинградских художников 1972 года («Группа Одиннадцати») в выставочном зале СХ РСФСР на Охте!

Название «Группа Одиннадцати» возникло в ходе самой выставки. Группа объединила т.н. «художников левого ЛОСХа», причём объединение это было  исключительно творческим. Последователи русского авангарда, входившие в эту группу, не отрицали реалистическое искусство, но индивидуальное творческое видение они противопоставляли официальному искусству соцреализма. Это было поколение ленинградцев, родившихся задолго до Великой Отечественной войны и  переживших блокаду. Иногда их называли «детьми хрущёвской оттепели». И ныне здравствующий участник группы Леонид Ткаченко считал, что группа могла возникнуть только после ХХ съезда партии и разоблачения культа личности Сталина: «Это было время, когда в художественной среде стал допустим образ мысли, более свободный по сравнению с общепринятым. Это была атмосфера творческого брожения. Только в ней могла возникнуть группа самостоятельных по творческим воззрениям художников. Наша самостоятельность выражалась в том, что каждый из нас стремился в живописи выразить себя, а не „служить обществу“».

Живопись «одиннадцати» стремилась расширить спектр выразительных возможностей реализма. Не тяготея к беспредметности, она в то же время не навязывали зрителю идеологии и уходила от глухой академической гаммы, развивая собственный колорит. Группа провела только две выставки (в 1972 и в 1976 годах), обе – в выставочном зале СХ РСФСР на Охте.

Участниками группы были, в частности, молодой и талантливый Виталий Тюленев, ученик  Евсея Моисеенко (в свою очередь ученика А. Осмёркина, а впоследствии народного художника СССР, Героя Социалистического Труда и лауреата Ленинской премии), а также (единственный в группе скульптор) Константин Симун, ныне проживающий в США. В 1953—1957 годах К. Симун учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, но был исключён с пятого курса с формулировкой «за формализм». Правда, уже в 1958 году он стал  членом Союза художников СССР, а в 1966 году получил заказ на создание блокадного мемориала, с которым к скульптору пришла известность. Это памятник «Разорванное кольцо» на берегу Ладожского озера. Но именно этот яркий новатор стал главным камнем преткновения в борьбе Управления культуры против художников перед открытием этой выставки.

Организаторы и художники постарались широко оповестить общественность об открытии выставки. Зрителей собралось на открытие так много, что выставочные залы едва вмещали собравшихся: реакция публики говорила о солидарности с художниками в желании перемен. Фёдор Абрамов, в частности, писал по поводу этого события: «Считаю, что эта выставка является большим событием в культурной жизни города. Она… заставляет думать, будит новые мысли, а после её просмотра хочется работать ещё плодотворнее».

Выставка «Одиннадцати» проходила одновременно с выставкой «По родной стране» в Государственном Русском музее, но среди отзывов были, в частности, и такие: «Нет ни одного сантиметра родной страны на выставке „По родной стране“. А здесь, на выставке Одиннадцати, можно начать разговор о родной стране в живописи, в изоискусстве, можно начать!». Но разговора не получилось. «Ленинградская правда» испуганно напомнила: «Как подчёркивалось в недавнем постановлении ЦК КПСС „О литературно-художественной критике“, долг каждого критика – глубоко анализировать явления, тенденции и закономерности современного художественного процесса, всемерно содействовать укреплению ленинских принципов партийности и народности, бороться за высокий идейно-эстетический уровень советского искусства».

Годом позже в журнале «Творчество» вышла дипломатичная статья искусствоведа Моисея Кагана «О романтическом», закрепившая успех выставки. М. Каган нашел возможным применить к творчеству «одиннадцати» понятие «романтического», т.е. «активное проявление поэтичности, лиризма, живописности, декоративности, музыкальности, метафоричности, философской обобщенности, символичности». Возникла полемика, группу художников поддержали многочисленные любители живописи. Так, отстояв право на собственное профессиональное видение, группа художников добилась и ослабления цензуры.

Скончался Виктор Кузьмич Тетерин 1 октября 1991 года в Ленинграде на шестьдесят девятом году жизни. Похоронен на кладбище г. Всеволожска близ Санкт-Петербурга. Его произведения находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России, а также во Франции, Италии, Великобритании, Германии.

 

 

Использованная литература:

1. Тетерин, Виктор Кузьмич [Электронный ресурс]
//https://ru.wikipedia.org/wiki/Тетерин,_Виктор_Кузьмич

2. Санкт-Петербургский Союз художников [Электронный ресурс]
//https://ru.wikipedia.org/wiki/Санкт-Петербургский_Союз_художников

3. Список живописцев Ленинградского Союза художников [Электронный ресурс]
//https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_живописцев_Ленинградского_Союза_художников

4. Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица [Электронный ресурс]
//https://ru.wikipedia.org/wiki/Санкт-Петербургская_художественно-промышленная_академия_имени_А._Л._Штиглица

5. Виктор Кузьмич Тетерин [Электронный ресурс]
//http://cyclowiki.org/wiki/Виктор_Кузьмич_Тетерин

6. Выставка одиннадцати ленинградских художников 1972 года [Электронный ресурс]
//https://ru.wikipedia.org/wiki/Выставка_одиннадцати_ленинградских_художников_1972_года

7. Тетерин Виктор (1922–1991). Ленинградская школа живописи [Электронный ресурс]
//https://www.youtube.com/watch?v=QWmGeurPzME

8. Андрей Синявский (Абрам Терц). Что такое социалистический реализм [Электронный ресурс]
//http://antology.igrunov.ru/authors/synyavsky/1059651903.html

9.   Социалистический_реализм_в_изобразительном_искусстве [Электронный ресурс]
//https://yunc.org/Социалистический_реализм_в_изобразительном_искусстве

10. Советская живопись социалистического реализма [Электронный ресурс]
//http://velikayakultura.ru/russkaya-zhivopis/sovetskaya-zhivopis-sotsialisticheskogo-realizma

11. Советская живопись социалистического реализма [Электронный ресурс]
//http://velikayakultura.ru/russkaya-zhivopis/sovetskaya-zhivopis-sotsialisticheskogo-realizma

12. Процесс Синявского и Даниэля [Электронный ресурс]
//https://ru.wikipedia.org/wiki/Процесс_Синявского_и_Даниэля

13. Ткаченко Леонид [Электронный ресурс]
//http://art-spb.info/community/jazzmen/?action=show&id=211

14. Симун, Константин Михелевич [Электронный ресурс]
//https://ru.wikipedia.org/wiki/Симун,_Константин_Михелевич

15. Моисеенко,_Евсей_Евсеевич [Электронный ресурс]
//https://ru.wikipedia.org/wiki/Моисеенко,_Евсей_Евсеевич

16. Каган,_Моисей_Самойлович [Электронный ресурс]
//https://ru.wikipedia.org/wiki/Каган,_Моисей_Самойлович

 

 

Иллюстрации

 

teterin
Виктор Тетерин
«Портрет Е. Антиповой»
Источник:https://artlemon.ru/rus-artists/Т/teterin-viktor-kuzmich-1922-1991-i14140/
 
teterin
Виктор Тетерин
«Натюрморт с клубникой. Девочка»
Источник:https://wearts.ru/ruartist/224
 
teterin
Виктор Тетерин
«Айва» 1966
Источник:https://art-links.livejournal.com/2503914.html
 
teterin
Виктор Тетерин
«Средняя Подъяческая улица» 1969
Источник:http://cyclowiki.org/w/index.php?&oldid=1052895
 
teterin
Виктор Тетерин
«На даче»
Источник:https://sovcom.ru/aykcioni/lot/живопись-и-графика-хх-века/16175/
 

 

 

19.06.2020 | Автор: Filat | Комментарии к записи Художник Виктор Тетерин отключены
 

Историко-культурный и краеведческий сайт «Тверской край» — 2020 год
Художник Виктор Тетерин – 22.10.2020
SmartTop.info
Сергей Бривер
— разработчик, администратор
и редактор сайта
Вход в консоль
Политика конфиденциальности_