Два века – две судьбы
 
Слайдер
Тверское
  Областное
   Краеведческое
     Общество
3-ist 3-ist 3-ist 3-ist 3-ist

photo

Авторское право

Материалы, размещенные на сайте Тверского областного краеведческого общества, служат образовательным и просветительским целям, предназначены для продвижения гуманитарных знаний, популяризации творчества авторов. Размещенные материалы свободны для некоммерческого использования и не предназначены для какого либо использования на платной основе. Изменение авторских текстов недопустимо, при использовании материалов сайта, ссылка на авторов материалов и сайт «Тверской край» обязательна.

Администрация сайта с благодарностью примет все замечания и пожелания по работе сайта, сделает все возможное, чтобы предложенные материалы и информация были интересны и познавательны для посетителей сайта, не нарушали авторское право и законные интересы третьих лиц, соответствовали действующему законодательству и этическим нормам.



Два века – две судьбы

Татьяна МИХАЙЛОВА

Два века – две судьбы: торопчане Нил Гоголинский и Евгения Антипова
в русской живописи XIX и XX века

 

С Торопцем и его окрестностями связаны имена не только известных благодарной памяти потомков военных деятелей, но и имена нескольких художников. О двух из них, на своём мирном поприще тоже принесших славу России, мы и поговорим сегодня:

– академик живописи акварелист и офортист Нил Алексеевич Гоголинский (1844−1895), известный своими сельскими пейзажами,

– русский художник советского периода Евгения Петровна Антипова (1917–2009).

Пейзажист Гоголинский родился в Торопце, умер в д. Бобыри близ усадьбы Талашкино (ныне Смоленская обл.), рисовал с детства и в возрасте двадцати лет поступил в Петербургскую Академию художеств, где обучался шесть лет. За сельские пейзажи, чем он, собственно, и знаменит, награждён сначала двумя серебряными медалями второго достоинства, позднее – двумя серебряными медалями первого достоинства. Известно, что Гоголинский был одним из первых художников, посетивших усадьбу княгини Марии Тенишевой Талашкино –ныне под Смоленском – и Флёново в 1,5 км от Талашкина, где работал каждое лето. Акварели Гоголинского – в том числе “Сельский пейзаж” (“Вид во Флёнове”, 1890) – хранятся в Государственном русском музее.

Нил Гоголинский участвовал в организации Общества русских акварелистов. Это творческое объединение художников было основано в 1880 г., устав утверждён в 1887 г. Председателем общества был Альберт Бенуа – один из трёх сыновей профессора архитектуры Николая Бенуа (главного архитектора Петергофа, позднее – главного архитектора императорских театров): по окончании Императорской академии художеств Альберт Бенуа много путешествовал, был хранителем Русского музея императора Александра III. В 1924 году эмигрировал в Париж, где и умер в 1936 году в пансионате для больных.

Членами Общества, в частности, были:

барон Михаил Клодт – племянник скульптора Петра Клодта, один из членов Товарищества передвижных художественных выставок, испытавший влияние сначала А. Венецианова (ощущение радости крестьянского труда), а позднее И. Шишкина (эпические мотивы в трактовке русской природы); порвал с передвижниками, как только перестал разделять их стойко негативное отношение к академическому художественному методу.

Лев Лагорио (в 1845 г. совершил путешествие на военном фрегате «Грозящий», за участие в военных действиях против горцев в 1861–1863 гг. награждён орденом Св.Анны III степени с мечами) – один из известных русских маринистов, ученик Айвазовского, с 1880 г. много работавший в технике акварели (писал многочисленные виды Крыма).

Елена Поленова (сестра художника Василия Поленова: после успеха его картины «Московский дворик» считается родоначальником нового жанра – «интимного пейзажа») училась живописи в Петербурге и в Париже. С начала 1880-х гг. Поленова живёт в Москве и входит в Мамонтовский кружок – группу художников, сплотившуюся вокруг мецената и любителя искусств Саввы Мамонтова. В подмосковной усадьбе Абрамцево ставились спектакли, писались портреты членов кружка. Но Поленову привлекали в живописи преимущественно исторические темы и пейзажи.

Общество организовало 38 выставок, в том числе несколько передвижных (в Москве, Риге, Мюнхене), в конце XIX – начале XX века проводило т.н. «Акварельные пятницы» – художественные собрания в залах Академии художеств. В 1890 году выставку петербургских акварелистов посетил Александр III. В 1907 году за вклад в развитие акварельной живописи Общество стало именоваться Императорским. Просуществовало Общество до 1918 г.

В 1898 году, при открытии Русского музея императора Александра Ш, княгиня Мария Тенишева принесла в дар собранную ею коллекцию из 470 акварелей и рисунков русских художников, в т.ч. участников «Общества русских акварелистов». Эмигрировав после октября 1917 года во Францию, Мария Тенишева организовала под Парижем т.н. «Малое Талашкино» (поскольку Талашкино было сопоставимо с Абрамцевом по кипению художественной жизни: парк с прудом, именитые гости-художники, церковь с мозаикой по эскизам Николая Рериха и т.п.), показывала свои произведения на выставках в Париже, Риме, Праге. Как художник, собиратель и исследователь искусства Тенишева была избрана членом нескольких европейских академий. Умерла в 1928 г., похоронена в Сен-Клу, близ Парижа. Её мемуары изданы в 1933 г. в Париже, переизданы в России в 1991 г.

Общество русских акварелистов было возрождено в 1997 г. и в настоящее время насчитывает более 150 профессиональных художников. Главной задачей теперешнего «Общества акварелистов» является объединение профессиональных художников-акварелистов с целью сохранения петербургской школы акварели, а также развитие международного сотрудничества в области акварели: выставки акварели – международные биеннале (лат. bis — дважды + annuus – год: выставки, проводимые раз в два года), в том числе в залах Петербургского Союза художников, «Акварель чистой воды», «Пригороды Петербурга в акварели». Биеннале проводятся при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

Состоял Гоголинский и в Обществе русских аквафортистов: основано оно в 1871 г. в Петербурге Андреем Сомовым (проработал 22 года старшим хранителем Императорского Эрмитажа), среди членов были преимущественно передвижники – Николай Ге, Иван Шишкин, Иван Крамской и др.). Общество просуществовало недолго, и о нём известно, в сущности, только то, что оно сыграло определённую роль в распространении офорта в России.

Таким образом, хотя сведения о «торопецком периоде» жизни Нила Гоголинского пока скудноваты, его «петербургский период» неразрывно связан с именами крупнейших русских художников второй половины XIX века и с русской живописью этого времени вообще.

Евгения Антипова родилась 19 октября 1917 года в городе Торопец тогда ещё Псковской губернии в семье железнодорожного служащего. В 1928 году вместе с родителями переехала в Самару и с 1934 года посещала изостудию. По окончании средней школы приехала в Ленинград, поступила в Среднюю Художественную школу при Всероссийской Академии Художеств и через год была без экзаменов принята в Институт живописи, скульптуры и архитектуры – на живописный факультет. Среди её педагогов был Александр Осмёркин (1892–1953), в связи с чем хотелось бы позволить себе некоторые сравнения.

В своей статье «Дон-Кихот из украинской степи» Андрей Надеждин пишет:

Из-за новейших, вызывающих тенденций в искусстве, которыми Осмёркин увлёкся ещё в Киевском художественном училище, он переехал в 1913 г. в Москву, занимался в студии Ильи Машкова, участвовал в выставке «Бубнового валета» с его пастозной яркой красочной живописью, интересом к лубку и примитиву (примером для подражания были Поль Сезанн с его принципом «живопись это верный цвет на верном месте» и кубисты), но, если можно так выразиться, с большим чувством меры. В начале 1920-х гг. в работах Осмёркина появляется смещение в сторону реализма, художник открывает для себя Рембрандта и А. Иванова, перестаёт отвергать сюжет, переключает внимание на пейзаж. К середине 1920-х гг. работы Осмёркина уже вполне реалистичны.

Среди тематических картин художника более других известна «Красная гвардия в Зимнем дворце» (1927). Однако, несмотря на все усилия, мастером тематической картины Осмёркин так и не стал. Гораздо лучше ему удавались пейзажи, портреты, натюрморты. Над ними Осмёркин много работал и в 1930-40-х гг. Но в 1940-е годы художника обвинили в формализме, в 1948 г. лишили возможности преподавать – после 30 лет преподавательской деятельности в художественных вузах Москвы, а потом Ленинграда, – и… смерть не заставила себя долго дать. Умер художник в 1953 году за работой.

Компания за чистоту рядов в культуре, проводимая с 1920-х годов под общим лозунгом «борьбы с формализмом», в 1930-е продолжалась с удвоенной энергией. Газеты пестрели заголовками: «Сумбур вместо музыки», «Левацкое уродство в опере» и т.п. Разные голоса клеймили, предлагали «жечь калёным железом» произведения, не укладывающиеся в стандарты социалистического реализма. В массовом порядке устраивались обсуждения «псевдоноваторских» произведений искусства, где их перепуганные авторы каялись в формализме, подвергали себя самокритике и обещали исправиться. Неугодные книги изымались из библиотек, помещались в архивы или уничтожались, художественные выставки закрывались, спектакли запрещали к постановке. В 1936 году чистка и перековка в культуре достигла своей кульминации. Лидеры авангарда один за другим отказывались от творческих принципов и начинали восхвалять социалистическую реальность. Так, например, К. Малевич оставил супрематизм и пытался работать в жанре реалистического портрета.

Но Осмёркин преподавал предмет с названием «Выявление цветом формы в пространстве». Безошибочное чувство цвета с одновременной максимально выразительной формой в пространстве особенно хорошо видны в натюрмортах Осмёркина. Натюрморты естественно присутствуют даже в пейзаже («Вид из окна на Троице-Сергиеву лавру»). Эту особенность, это максимальное усложнение пейзажа натюрмортом, это взаимопроникновение жанров (натюрморт в пейзаже, натюрморт в интерьере), это намеренное обогащение одного цвета другим мы увидим и в работах Евгении Антиповой («Полдень», «Натюрморт на фоне моря»).

Разница в возрасте с А. Осмёркиным и первые собственные шаги Е. Антиповой в живописи на момент расправы власти с учителем спасли ученицу от гонений, несмотря на то, что она исповедовала те же художественные принципы, что и сам Осмёркин.

Перед Второй мировой войной Е. Антипова впервые участвует в молодёжной художественной выставке в Москве, а уже в начале 1942 года эвакуируется из блокадного Ленинграда в Новосибирск, где работает, в частности, директором Дома народного творчества. Участвует в выставках новосибирских художников и в 1944 году вступает в члены Новосибирского отделения Союза советских художников. В 1945 году Е. Антипова возвращается в Ленинград, и по окончании Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры (ЛИЖСА) имени И. Репина в 1950 году (мастерская Б. Иогансона, дипломная картина «А. Жданов среди детей во Дворце Пионеров») её принимают кандидатом в члены Ленинградского отделения ССХ, а в 1953 году по рекомендации в т.ч. Б. Иогансона – в члены Союза Художников. Преподает живопись и композицию, участвует в выставках ленинградских художников, пишет (больше пейзажи и натюрморты, в т.ч. натюрморты в пейзаже и интерьере).

Впервые творчество Е. Антиповой было представлено в 1967 году на совместной выставке с её мужем художником Виктором Тетериным (1922–1991, родился в Рамешковском районе Тверской губернии и тоже ждёт своих исследователей-краеведов) и скульптором Кирой Суворовой (1931–2017) в залах Ленинградского союза художников. В 1988 и 1999 годах состоялись её совместные выставки с В. Тетериным. Е. Антипова участвовала в известных выставках одиннадцати и девяти ленинградских художников (1972 год и 1976 год соответственно), а также в выставке 26 ленинградских и московских художников (1988 год).

Произведения признанного мастера цвета, торопчанки по происхождению Е. Антиповой находятся в Государственном Русском Музее в Петербурге, в многочисленных художественных музеях и частных собраниях в России и за рубежом. Они неоднократно воспроизводились в печати, в том числе в каталогах выставок и аукционов русского искусства в Италии, Франции, Японии, Англии и других странах.

 

 

Использованная литература:

1. Гоголинский, Нил Алексеевич [Электронный ресурс]
// URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/36075/Гоголинский

2. Антипова Евгения Петровна [Электронный ресурс]
// URL: http://www.artsait.ru/art/a/antipova/main.htm

3. АртРу.инфо – Иллюстрации – Вид во Фленове – Гоголинский Н.А. [Электронный ресурс]
// URL:http://artru.info/ar/4332/

4. Общество русских акварелистов. В начале пути [Электронный ресурс]
// URL:  http://andriaka.ru/gorohovskiy-17/obshhestvo-russkih-akvarelistov-v-nachale-puti/

5. Санкт-Петербургское общество акварелистов [Электронный ресурс]
// URL: http://www.watercolorspb.ru/society/

6. Бенуа, Альберт Николаевич [Электронный ресурс]
// URL:  http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/619638

7. Бенуа, Николай Леонтьевич [Электронный ресурс]
// URL:  https://ru.wikipedia.org/wiki/Бенуа,_Николай_Леонтьевич

8. Клодт, Михаил Петрович [Электронный ресурс]
// URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Клодт,_Михаил_Петрович

9. Лагорио, Лев Феликсович [Электронный ресурс]
// URL: http://krymology.info/index.php/Лагорио,_Лев_Феликсович

10. Поленова Елена Дмитриевна [Электронный ресурс]
// URL: http://www.artsait.ru/art/p/polenova/main.htm

11. Поленов, Василий Дмитриевич [Электронный ресурс]
// URL:  https://ru.wikipedia.org/wiki/Поленов, Василий_Дмитриевич

12. Усадьба Талашкино – «Русская Флоренция» [Электронный ресурс]
// URL:  http://www.newacropol.ru/activity/center/exibitions/talashkino/

13. Талашкино [Электронный ресурс]
// URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Талашкино

14. Клодт Михаил Константинович [Электронный ресурс]
// URL:  http://www.artsait.ru/art/k/klodtmk/main.htm

15. ARTRU.INFO [Электронный ресурс]
// URL:  http://artru.info/ar/91/

16. Общество русских аквафортистов [Электронный ресурс]
// URL:  http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/115395/Общество

17. Биеннале – Википедия [Электронный ресурс]
// URL:  https://ru.wikipedia.org/wiki/Биеннале

18. Административно-территориальное деление части Андреапольского района Тверской области с древних времен и до наших дней [Электронный ресурс]
// URL:  http://aleksee-iva.narod.ru/rodoslovie/rod_stat_kart/adm_territ_delenie.html

19. Дон Кихот из украинской степи [Электронный ресурс]
// URL:  http://www.day.kiev.ua/ru/article/ukraina-incognita/don-kihot-iz-ukrainskoy-stepi

20. Осмеркин Александр александрович. Картины и биография [Электронный ресурс]
// URL:  http://smallbay.ru/artrussia/osmerkin.html

21. Художник Александр Осмеркин, член «Бубнового валета» [Электронный ресурс]
// URL:  http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/729-osmerkin.html

22. Борьба с формализмом в искусстве [Электронный ресурс]
// URL: http://www.corinthia.ru/content/borba-s-formalizmom-v-iskusstve

 

 

Иллюстрации

 

sm
Нил Гоголинский
«Вид во Флёнове»
Источник:https://izi.travel/ru/43e8-vid-v-flyonove-gogolinskiy-n-a/ru
 
sm
Нил Гоголинский
«Вид в Талашкино»
Источник:https://starina.ru/?pp=100&related=ГОГОЛИНСКИЙ+НИЛ+АЛЕКСЕЕВИЧ+ВИД+В+ТАЛАШКИНО+1890+е+годы+RRR
 
lavra
Александр Осмёркин
«Вид из окна на Троице-Сергиеву лавру»
Источник:https://yandex.kz/collections/card/5e454e1601cde40720ce05f8/
 
sm
Евгения Антипова
«Полдень»
Источник:https://halloart-ru.livejournal.com/75725.html
 
sm
Евгения Антипова
«Натюрморт с клубникой»
Источник:https://366days.ru/19_oktyabrya/
 
sm
Евгения Антипова
«Натюрморт на фоне моря»
Источник:http://arka-gallery-spb.com/node/139
 

 

 

14.03.2020 | Автор: Filat | Комментарии к записи Два века – две судьбы отключены
 

Историко-культурный и краеведческий сайт «Тверской край» — 2020 год
Два века – две судьбы – 28.03.2020
SmartTop.info
Сергей Бривер
— разработчик, администратор
и редактор сайта
Вход в консоль
Политика конфиденциальности_