Деревенские нэпманы
 
Слайдер
Тверское
  Областное
   Краеведческое
     Общество
3-ist 3-ist 3-ist 3-ist 3-ist

© Интернет-публикация сайта «Тверской край». Редактор сайта Сергей БРИВЕР

КузьминаОМ

Головкин Анатолий Николаевич

Родился 13 мая 1949 года в деревне Петряйцево Сонковского района Калининской (Тверской) области в карельской семье. Работал учителем, директором школы. Окончил Московский факультет Всесоюзного юридического заочного института. Работал старшим следователем, прокурором района в Калининской (Тверской) области. Избирался депутатом Законодательного Собрания Тверской области, работал председателем комитета по законодательству. Занимал должности заместителя губернатора Тверской области, начальника управления внешних связей и туризма администрации города Твери, начальника управления административных органов администрации Тверской области. С 1966-го по 2001 годы был сначала членом, а затем заместителем председателя Координационного комитета по увековечиванию памяти жертв тоталитарных режимов при Правительстве РФ

Член Совета ТОКО

 

Великие берега

литературно-художественный, историко-краеведческий журнал 

 

 

Деревенские нэпманы

 

А. Н. Головкин, город Тверь
К 100-летию провозглашения НЭПа
по материалам одноименной книги А. Н. Головкина
в «Великих берегах»

 

16 марта 2021 года исполнилось 100 лет со времени провозглашения в РСФСР новой экономической политики (НЭП).

 

Сразу после Октябрьской революции 1917 года большевики, захватив власть, установили государственную монополию на хлеб, превратив его в оружие классовой борьбы. Они запретили крестьянам самим продавать хлеб, а рабочим и другим гражданам страны – его покупать. Были созданы вооружённые продовольственные и заградительные отряды из рабочих, матросов и солдат, которые силой забирали у крестьян все «излишки» хлеба, порою оставляя их самих на голодную смерть.

В Тверской губернии в период с августа 1919 по август 1920 годов действовали 39 продовольственных рабочих отрядов общей численностью 985 человек, по 25-30 человек в каждом отряде. О каких излишках могла идти речь, когда самим крестьянам не хватало хлеба на продовольствие? Для того, чтобы крестьянин удовлетворительно питался, ему было необходимо иметь минимум по 12 пудов (192 кг) ржи в год на одного едока. Кроме того, хлеб нужен был для посева, для корма скоту и птице. В целом по Тверской губернии в благополучные 1912-1913 годы крестьяне собирали со своих надельных участков по 7,7 пуда ржи на едока, им недоставало по 4,3 пуда ржи на душу населения, которую они закупали на рынке.

Период времени насильственной реквизиции хлеба с 1918 по 1921 годы, получил название «военного коммунизма». Насильственная продразвёрстка вызвала недовольство крестьян советской властью. Массовые крестьянские волнения прокатились по всей стране, особенно активно выступали против продразвёрстки, и вообще против советской власти, крестьяне Дона, Кубани, Поволжья, Сибири, Тамбовской губернии и Украины. Против коммунистов поднялись матросы Кронштадта, которые в большинстве своём были выходцами из крестьян и выражали интересы крестьянства.

 

 

На Х съезде РКП (б), который состоялся 8-16 марта 1921 года, была провозглашена новая экономическая политика (НЭП), которая продолжалась чуть более 7 лет до октября 1928 года. Главной целью НЭПа было снятие социальной напряжённости в стране, предотвращение дальнейшей разрухи в промышленности и сельском хозяйстве. С того времени продразвёрстка была заменена натуральным продовольственным налогом, который крестьяне вносили различными видами продукции, установленными отдельными декретами советской власти. Поступавшие по налогу продукты сдавались заготовительным конторам, никаким другим органам, кроме заготконтор, налоги сдаваться не могли. По истечении установленных сроков к неисправным плательщикам применялись административные и судебные меры принуждения.

Декретом Совнаркома РСФСР от 24 мая 1921 года был разрешён свободный обмен, покупка и продажа оставшихся у крестьян после выполнения натурального налога продуктов сельского хозяйства. Этот обмен, продажа и покупка могли проводиться на рынках и базарах, с лотков и ларей, а также в закрытых торговых помещениях – лавках и магазинах.

На X съезде РКП (б) не принимали никакого решения о введении свободы торговли и легализации частного предпринимательства, но в скором времени ситуация заставила большевиков пойти на это. Выступая на партийной конференции в мае 1921 года, В. И. Ленин убеждал коммунистов, что НЭП в стране «всерьёз и надолго».

Взяв курс на развитие товарно-денежных отношений, с 1 января 1924 года государство заменило продналог единым сельскохозяйственным налогом, который стал взиматься в денежном выражении. Этот налог в среднем составлял до 5% от дохода крестьянского хозяйства.

В 1923-1924 году натуральный продовольственный налог был заменён единым сельхозналогом, который вместе с госпромналогом в Тверской губернии собирался из расчёта по 2 рубля 76 коп. с каждого едока. На 1924-1925 годы по этим двум видам налога предусматривалось собирать по 2 руб. 83 коп. с каждого едока.

К 1927 году крестьянство Тверской губернии, по отчётам советских и партийных органов, расслоилось следующим образом: середняки и зажиточные крестьяне (деревенские нэпманы) – 79,4%, кулаки – 4%, бедняки вместе с батраками наёмными работниками 16,6% от всех крестьянских хозяйств губернии.

Но тогда не было, и до сих пор нет понятия «деревенский нэпман», было и есть другое насаждаемое нам понятие – «кулак». Ещё современники И. С. Тургенева писали, что кулак не любит ни земли, ни хозяйства, ни труда, он любит только деньги. Все у кулака держится на капитале, на который он торгует, который раздаёт в долг под проценты. Капитал ему достался по наследству, или добыт неизвестно какими средствами.

Владимир Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» писал: «Кулак – это перекупщик, переторговец, маклак, прасол, сводчик, особенно в хлебной торговле на базарах и пристанях, сам безденежный, живёт обманом, обсчётом, обмером». Здесь также имеется в виду, что сам кулак ничего не производил, не пахал, не сеял, не убирал хлеб и не молотил его, никакими ремёслами не занимался. Задача кулака-ростовщика – заработать деньги путём скупки и перепродажи хлеба, скота и сельскохозяйственных продуктов на выгодных для себя условиях, то есть путём спекуляции, или выдачи ссуды под большие проценты, то есть в рост.

В годы НЭПа классическим кулаком в деревне оставались перекупщики, которые скупали по деревням скот, хлеб, мясные и молочные продукты и продавали их на рынке по завышенной цене, или давали хлеб в долг под большие проценты. Таких истинных кулаков в тверской деревне к 1925 году оставались единицы, не более 1% крестьянских хозяйств. Остальных всех зажиточных крестьян можно было отнести к категории «деревенских нэпманов», но такого понятия при советской власти не было и до настоящего времени в литературе его нет.

Руководители Советского государства и коммунистической партии применяли произвольное расширительное толкование понятия «кулак», подводя под него как единичных крестьян-ростовщиков, так и массовый слой зажиточных крестьян. В официальных советских документах никогда не было понятия «деревенские нэпманы», в них зажиточных крестьян называли не иначе, как «кулаки», «сельские эксплуататоры», «сельская буржуазия», «нетрудовые хозяйства», «лишенцы». Позднее из всех этих понятий осталось одно определение зажиточного крестьянина – «кулак», независимо, занимался крестьянин ростовщичеством, давал хлеб в долг под большие проценты, или сам и его семья наживали капитал своим личным трудом.

В. И. Ленин заявлял, что кулаком надо считать даже всякого крестьянина, который собрал хлеб своим трудом и даже без применения наёмного труда, но прятал хлеб. В. И. Ленин создал много проблем в будущем для страны и крестьян, с одной стороны, считая крестьянство главным союзником пролетариата, а с другой стороны – объектом длительной борьбы, направленной на победу над крестьянством.

Учитывая, что долгое время других конкретных критериев определения понятия «кулак» так и не было выработано, в 1928 году этот вопрос был передан на усмотрение местных органов советской власти. Местные органы власти относили к кулацким хозяйствам, как зажиточные, так и середняцкие крестьянские хозяйства. Они не делали никакого различия между зажиточными крестьянами, добившимся благополучия своим трудом, и перекупщиками-спекулянтами, пользующимися плодами чужого труда.

 

 

В 1928-1929 годах стали активно практиковать индивидуальное обложение налогом крестьянские хозяйства под разными предлогами. Но так как критерии индивидуального обложения не были законами выработаны, на местах его применяли, кому как вздумается. Партячейки и волисполкомы вырабатывали местные «признаки» для повышенного индивидуального обложения: «имеет лучший племенной скот», «хорошо обрабатывает землю», «отказался от покупки крестьянского займа», «сократил посевную площадь» и другие подобные критерии.

В постановлении Совнаркома СССР от 21 мая 1929 года «О признании кулацких хозяйств, в которых должен применяться Кодекс законов о труде» к кулацким хозяйствам отнесли:

1. Хозяйство, которое систематически применяет наёмный труд для сельскохозяйственных работ или в кустарных промыслах и предприятиях, за исключением случаев применения наёмного труда в тех пределах, в которых оно, согласно законодательству о выборах в советы, не влечёт за собой лишения избирательных прав.

2. Хозяйство, в котором имеется мельница, маслобойня, крупорушка, просорушка, волночесалка, шерстобитка, тёрочное заведение, картофельная, плодовая или овощная сушилка, или другое промышленное предприятие, при условии применения в этих предприятиях механического двигателя, а также, если в хозяйстве имеется водяная или ветряная мельница с двумя или более поставами.

3. Если хозяйство систематически сдаёт в наём сложные сельскохозяйственные машины с механическим двигателем.

4. Если хозяйство сдаёт в наём постоянно или на сезон отдельное оборудованное помещение под жилье или предприятие.

5. Если члены хозяйства занимаются торговлей, ростовщичеством, коммерческим посредничеством или имеют другие нетрудовые доходы (в том числе служители культа).

Но я специально и умышленно отделил кулаков-ростовщиков от других зажиточных крестьян, вводя понятие «деревенских нэпманов». Абсолютное большинство зажиточных крестьян по всем признакам не относились к понятию «кулак-ростовщик». Во многих директивах ЦИК и Совнаркома СССР повторяли указание, чтобы на местах не путали кулаков и зажиточных крестьян, давая понять местным органам власти, что разница между ними есть. Сельское ростовщичество отличалось от обычного тем, что расчёт шёл не деньгами в рост, а хлебом, трудом и другими услугами. В любой деревне хорошо знали, кто, чем живёт, кто даёт хлеб в долг из сострадания, а кто на этом наживается.

Чем же деревенский нэпман, то есть трудолюбивый, старательный, зажиточный крестьянин – «культурный хозяин», отличался от кулака? Тем, что все своё богатство он наживал своим тяжёлым трудом и трудом своей семьи, а кулак-ростовщик наживал капитал за счёт спекуляции, мошенничества, обмана, обсчёта и применения труда наёмных работников.

Главная задача деревенского нэпмана, как любого другого крестьянина, была – прокормить, одеть и обуть свою семью, при возможности дать образование детям. Деревенские нэпманы часто безвозмездно помогали бедным семьям продуктами питания, пользованием молотилками, сеялками и другими сельскохозяйственными машинами, лошадями для пахоты, сева и уборки урожая. Они хорошо уживались со своими соседями, понимая, что в деревне все на виду, каждый житель все знает о жизни других.

Благодаря трудолюбию, знаниям, опыту и предприимчивости хозяйственных крестьян, после Первой мировой войны, Октябрьской революции 1917 года, Гражданской войны, нищеты и разрухи поднималось сельское хозяйство, ремесла и торговля в деревне. Зажиточные крестьяне составляли конкуренцию коммунам, потребительской кооперации и неповоротливым государственным структурам, невольно заставляя их работать более активно.

В период проведения в СССР новой экономической политики были претворены в жизнь её основные элементы:

— продразверстка заменена натуральным продовольственным налогом, затем – единым сельскохозяйственным налогом;

— мелкие и некоторые средние национализированные предприятия вновь были переданы от государства в частные руки;

— разрешена частная торговля излишками сельскохозяйственной продукции и кустарными изделиями;

— в октябре 1922 года новым Земельным кодексом было закреплено право выхода крестьян из сельской общины. Разрешена в ограниченном виде передача земли в аренду и применение наёмного труда в сельскохозяйственном производстве;

— отменена трудовая повинность;

— проведена денежная реформа с введением твёрдой денежной единицы – золотого червонца. Кроме него в обращение были выпущены казначейские билеты достоинством в 1, 3 и 5 рублей, чеканились разменные серебряные и медные монеты.

Русский фабрикант В. П. Рябушинский, отец которого с 1869 года, в числе других предприятий, владел бумагопрядильной фабрикой в Вышнем Волочке Тверской губернии, будучи в эмиграции, написал книгу «Русский хозяин», изданную в Париже в 1928 году. Говоря о времени НЭПа в России, В. П. Рябушинский делил всех людей по отношению к собственности на четыре основные группы:

1. Хозяева – работящие, бережливые и деловые люди, организаторы труда, созидатели ценностей, накопители богатств.

2. Святые – бескорыстные, неприхотливые, невзыскательные люди, для них житейские блага не имеют никакого значения.

3. Завистники – люди озлобленные и бесплодные, не требующие дальнейшего пояснения. В России широко известен завистник-обличитель, вечный искатель чужих ошибок и проступков, вздорный, мелочный, придирчивый и всегда бестолковый человек.

4. Неудачники – бесхозяйственные, безалаберные люди, лишённые делового чутья и понимания, бездарные, расточительные, бестолковые и ленивые. Сюда же нужно отнести фантазёров, далёких от жизни теоретиков и наивных мечтателей.

«Другой тип буржуазии возникает в деревне, – писал Рябушинский. Источник её обогащения – здоровая, творческая, действительно полезная хозяйственная деятельность». Эта группа очень однородная по своему составу – её пополняет крестьянство, за ней, по утверждению Рябушинского, будущее.

«На двух фронтах бьётся деревенская буржуазия против коммунистов – на деловом и на церковном фронте, ибо и сейчас хозяйственный мужик является ревнителем благочестия. В России возрождается не только хозяйская сознательность, но и созревает основательная «теория хозяина» и оправдание собственности. Большевики превратили всю Россию в громадный экономический семинарий, посвящённый доказательству правильности идей Маркса и Ленина. Но работа этого семинария воочию доказала значение частной собственности и пользу хозяев» – писал Рябушинский в книге «Русский хозяин».

В. П. Рябушинский утверждал, что, хотя, дорогую цену платим мы за проверку экономических аксиом, но усваиваем их теперь твёрдо: выстраданную идею собственности русский народ никогда больше не отдаст.

Проанализировав нормативные акты того времени, можно уверенно заявить, что с 1927 года к деревенским нэпманам, под понятием «кулак», советская власть отнесла следующие категории деревенских жителей:

1. Прежде всего, крестьян-земледельцев, которые продавали на рынке свой личный скот, хлеб, льносемя, холсты, другие продукты и товары, в зависимости от суммы полученного ими годового дохода.

2. Деревенских купцов-торговцев, имевших в деревне свои лавки или торговавших с лотков и даже «из корзинки», в зависимости от их годового дохода.

3. Зажиточных крестьян, которые имели более 3-х голов скота или нанимали до трёх сезонных наёмных работников, допустимых законом о выборах. Хотя наёмные работники у нэпманов получали жалованье в разы больше, чем они могли заработать в советских сельскохозяйственных коммунах, там их число не было ограничено.

4. Крестьян, которые имели в собственности сложные машины для уборки урожая, молотилки, веялки, сеялки и другие сельскохозяйственные агрегаты без механических двигателей.

5. Крестьян, которые владели мелкими промышленными предприятиями без механических двигателей – маслобойней, крупорушкой мельницей, кузницей и другими.

6. Деревенских ремесленников – портных, сапожников, бондарей, шорников, валяльщиков, жестянщиков и других, которые нанимали до трёх наёмных работников, допустимых законом о выборах.

По Тверской губернии к 1928 году насчитывалось около 65% середняков, 14-16% зажиточных крестьян (деревенских нэпманов), около 1% кулаков-ростовщиков, 17-20% бедняков вместе с батраками и наёмными работниками. Для того, чтобы крестьянская семья удовлетворительно питалась, по данным за 1913 год, необходимо было иметь по 12 пудов ржи на одного едока. При провозглашении НЭП в 1921 году ставилась задача иметь хлеба по 15 пудов на едока, в 1928 году средняя крестьянская семья имела по 15,6 пудов хлеба на едока. К 1928 году крестьяне накормили хлебом свои семьи, городских жителей и тех, кто в скором времени начнут их раскулачивать.

НЭП – это короткий промежуток времени, когда советская власть делала попытки проведения политики, хоть как-то отвечающей интересам крестьянства. Советская власть в те годы активно поддерживала «старательного культурного хозяина». Крестьяне поверили, что власть прислушивается к ним и выполняет некоторые их требования. Аналитики и многие эксперты считают, что 7 лет новой экономической политики, с марта 1921 года по октябрь 1928 года, были одними из самых удачных проектов за все годы советской власти. НЭП привёл к восстановлению разрушенное в годы Первой мировой и Гражданской войн сельское хозяйство.

Крестьяне поверили лозунгу «Обогащайтесь!», который выдвинул «любимец партии» Н.И. Бухарин. На собрании актива Московской парторганизации 17 апреля 1925 года он заявил, что всему крестьянству, всем его слоям нужно сказать: «обогащайтесь, накапливайте, развивайте своё хозяйство». Крестьяне поверили одному из видных партийных руководителей, стали увеличивать посевы и поголовье скота, активно занялись ремёслами и торговлей. В результате самые крепкие деревенские хозяйственники были объявлены кулаками и выселены с родных мест.

Дав возможность крестьянам некоторое время в годы НЭПа вести частную торговлю, сдавать землю в аренду и нанимать рабочую силу, обогащаться за счёт увеличения поголовья скота и площади посевов, за счёт развития ремёсел и промыслов, советская власть впоследствии изуверски поступила с самыми трудолюбивыми хозяевами, направив многих из них в лагеря или ссылку на Урал, в Сибирь, Казахстан и на Север.

 

 

Семья «кулака» угоняется в ссылку
Репродукция картины Юрия Кугача

 

Инструкция по раскулачиванию. Каждому уполномоченному от райкома ВКП (б), как руководителю «тройки» по развёртыванию массовой работы на селе и выселению кулаков в феврале-марте 1931 года, была дана совершенно секретная памятка, не подлежащая оглашению. В ней был подробно расписан порядок проведения коллективизации и раскулачивания по дням.

«Первый день. Прибыв в сельсовет, уполномоченный райкома партии, окончательно знакомится с крестьянскими хозяйствами, указанными в списках, переданными ему в райкоме партии. Он уточняет, действительно ли являются кулаками лица, указанные в переданных ему списках. Есть ли в этих хозяйствах трудоспособный мужчина в возрасте 18-50 лет. При этом о своей цели прибытия уполномоченный ни с кем не разговаривает, и никому не сообщает, зачем он приехал. Заявляет, что это обычный приезд в сельсовет по подготовке к весеннему севу, коллективизации и другим проводимым кампаниям.

Второй день. Утром уполномоченный говорит секретарю местной партячейки, а где её нет – комсомольской ячейки, чтобы срочно собирали собрание коммунистов или комсомольцев. К обеду проведение собрания должно быть окончено. На собрании уполномоченный делает доклад о подготовке к весеннему севу, о коллективизации, связав её с примерами вредительства на территории сельсовета. Требует включить в резолюцию собрания необходимость выселения кулаков из своего сельсовета, как срывающих мероприятия советской власти.

После обеда уполномоченный срочно собирает пленум сельсовета вместе со всеми колхозниками, группами бедноты и активом середняков. При этом обязывает всех коммунистов и комсомольцев присутствовать на пленуме сельсовета. Снова выступает с повесткой дня о весеннем севе, коллективизации, выполнении других политических кампаний и вредительстве на территории сельсовета. Добивается принятия на пленуме политической резолюции с требованием немедленного выселения кулаков и вредителей из сельсовета, которые мешают коллективизации. Уполномоченный должен добиваться такого положения, чтобы на пленуме персонально указали, кого надо выселять.

Третий день. Целый день уполномоченный ходит по деревням и проводит индивидуальные беседы с колхозниками, беднотой, женщинами, середняцким активом. Выясняет у них, как они смотрят на коллективизацию, выявляет их настроение к принятым решениям о выселении кулаков. Наблюдает, как реагируют на происходящее сами кулаки, но так, чтобы не расшифровать свою конечную цель.

Четвёртый день. Уполномоченный утром собирает президиум сельсовета вместе с партийной и комсомольской ячейкой, активом колхозников, бедняков, чтобы на президиуме присутствовало 15-23 человека. Он объявляет о том, что, согласно принятому решению на общем собрании сельсовета, ему дана санкция, выселить таких-то кулаков, и объявляет их список. А за 15 минут до заседания расширенного президиума уполномоченный знакомит со списком секретаря партячейки, председателя сельсовета и председателя колхоза. Требует от них, чтобы они на этом расширенном президиуме поддержали предложенный список кулаков, для выселения их с территории сельсовета.

На заседании расширенного президиума сельсовета избираются «тройки» на каждое крестьянское хозяйство, подлежащее раскулачиванию, во главе с уполномоченным райкома партии. «Тройка» через час после собрания должна отправиться во двор кулака для описи всего имущества. По пути связаться с милиционером, которого уполномоченный уже знает. В состав «тройки» должны входить: член сельсовета – бедняк, один колхозник, один представитель от партийной или комсомольской ячейки, желательно, чтобы все они были коммунистами или комсомольцами.

После описи имущества у кулака, оно сдаётся под охрану сельсовета и под личную ответственность его председателя до утверждения решения президиума сельсовета районным исполнительным комитетом. Кулацкую же семью после описи сейчас же выселяют и препровождают её до сборного пункта.

Выселяемые, как глава, так и члены семьи, должны быть одеты в тёплую одежду, и с собой обязаны забрать следующее имущество:

— пилу, топор, лопату, кирку;

— упряжь – хомут, седёлку, шлею, вожжи, уздечку и другие;

— белье и одежда, какие есть в семье, полностью остаются в их распоряжении;

— на семью, из описанных у них же продуктов, выдаётся питание из расчёта на 2 месяца, примерно по 16 кг ржаной муки на одного человека и другие продукты, но не более 25-30 пудов всего имущества на семью;

— до 500 рублей денег оставляется в семье.

Вечером того же дня уполномоченный собирает партийную и комсомольскую ячейки, группу бедноты и колхозников. Он ставит перед участниками собрания доклад с разъяснением о принятых мерах по выселению кулаков, согласно требованиям самих же бедняков и колхозников. Говорит о дальнейших задачах колхозного строительства, разъясняет, как будет передана земля и имущество кулаков в колхозы. Где ещё нет колхозов, уполномоченный тут же добивается их создания. Он заостряет внимание вопрос о бдительности партийцев, комсомольцев, колхозников и бедноты к террору, поджогам и другим возможным эксцессам со стороны кулаков.

Пятый день. Утром уполномоченный является в райком партии с докладной запиской, в которой подробно освещает информацию о проделанной им работе. В этой записке ему нужно было осветить следующие вопросы:

1. Как реагировали ячейки ВКП (б) и ВЛКСМ, помогали ли они в подготовке к этим мероприятиям.

2. Как отнеслись колхозники, бедняки и помогали ли они в этом деле, их активность, выступления на собраниях, разговоры.

3. Какое настроение у населения, колхозников, бедноты, учительства, середняка. Как они реагировали на принятые решения о выселении кулаков и в день проведения мероприятий по их выселению. Примерные выступления, разговоры, суждения, возгласы.

4. Как кулаки и их семьи реагировали на принятые решения об их выселении, как они поняли эти решения. Были ли факты побегов, попыток к побегу, как они реагировали в момент описи имущества и выселения. Какие были крики, вызовы, попытки к террору и провокациям.

5. Как в особенности реагировали на это женщины, примеры их выступлений и разговоров.

Все это описать в докладной записке конкретно, на примерах, переименовав, как правило, фамилии выступающих, разговаривающих, кто, как и где реагировал на эти мероприятия, как в хорошую сторону, так и в плохую».

На территории бывшей Тверской губернии раскулачили и выселили из родных деревень не менее 150 тысяч человек, или 30 тысяч крепких крестьянских хозяйств. Выселяя их из своих деревень, советская власть забирала дома, постройки, скот, сельскохозяйственные машины и другое имущество. Одновременно она получала бесплатную рабочую силу для освоения необжитых местностей, на строительстве каналов, заводов и других объектов. Случалось, что некоторым деревенским нэпманам, которые под давлением силы «добровольно» вступали в колхозы и передавали туда мельницы, кузницы, сельскохозяйственные машины и другое имущество, советская власть прощала их «кулацкое» прошлое. Если они при этом не высказывали ничего против коллективизации и советской власти.

Подрыв крестьянства означало подрыв экономики всей страны, прежде всего, в сельском хозяйстве, что привело к массовому голоду. Результатом коллективизации и раскулачивания стал голод 1931–1933 годов, который охватил несколько территории СССР. Крестьяне массово забивали скот, в том числе и рабочих лошадей, чтобы не сдавать их в колхозы. В колхозах происходил значительный падеж обобществлённых лошадей и коров из-за некачественного ухода за ними и нехватки кормов, в результате в колхозах не хватало рабочих лошадей. Если в 1928 году в СССР было 33,5 млн. лошадей и 70,5 млн. голов крупного рогатого скота, то в 1932 году осталось 19,6 млн. лошадей и 40,6 млн. голов крупного рогатого скота. Резко сократился валовой сбор зерна, хотя по отчётам показывали, что площадь посевов была увеличена.

Таким образом, возникло сильнейшее противоречие между объективным экономическим ростом сельского хозяйства и политической программой большевиков на коллективизацию деревни и раскулачивание зажиточных крестьян. Партия большевиков поставила перед собой задачу построения социализма, экономической основой которого, по их идеологии, являлась только общественная собственность на средства производства, исключая всякую частную собственность на них.

 

Источник: А. Г. Головкин. Книга «Деревенские нэпманы», Тверь, изд. «Триада», 2019 год. Ссылки на первоисточники в книге имеются.







Новое на сайте

Авторское право

Материалы, размещенные на сайте Тверского областного краеведческого общества служат образовательным и просветительским целям, предназначены для продвижения гуманитарных знаний, популяризации творчества авторов. Размещенные материалы свободны для некоммерческого использования и не предназначены для какого-либо использования на платной основе. Изменение авторских текстов недопустимо, при использовании материалов сайта, ссылка на авторов материалов и сайт «Тверской край» обязательна.

Администрация сайта с благодарностью примет все замечания и пожелания по работе сайта, сделает все возможное, чтобы предложенные материалы и информация были интересны и познавательны для посетителей сайта, не нарушали авторское право и законные интересы третьих лиц, соответствовали действующему законодательству и этическим нормам.

 




Историко-культурный и краеведческий сайт «Тверской край» — 2021 год
– 30.07.2021
SmartTop.info
Сергей Бривер
— разработчик, администратор
и редактор сайта
Вход в консоль
Политика конфиденциальности_