Благодарность за книгу
Корнилова Анна
annakorni4@yandex.ru
24 ноября в 13:59
Глубокоуважаемый Борис Константинович! Поздравляю Вас с выходом в свет Вашей замечательной книги «Венецианов в Сафонково». Это монументальный труд, содержащий новый материал и новый взгляд на Венецианова. Именно такая книга давно была нужна, чтобы дополнить и расширить наше представление о художнике и его времени. Кроме того, она написана хорошим русским языком, легко читается, прекрасно издана и богато иллюстрирована. Это то, чего недоставало нашему «венециановедению». Благодарю Вас за присланный экземпляр, буду ещё вчитываться и использовать в лекциях для студентов, безусловно упоминая каждый раз Вас и Ваш существенный вклад в изучение истории русской культуры.
Здоровья Вам и успехов в дальнейших изысканиях.
С уважением,
Анна Владимировна Корнилова
Отзыв на книгу
«Венецианов в Сафонково»
Б. К. Виноградов, Н. И. Иванова
Удомля. 2020 г. (изд. «Виконт» В. Новгород. 464 с., около 300 илл., библ. 214, прил. 15)
Будучи неофициальным рецензентом рабочего варианта книги весной 2019 г. при подготовке её к изданию, уже тогда был поражён размахом натурно-архивных поисков, исследований авторов, скрупулёзным подбором фактов для всех значимых обобщений и выводов, ответственным, по-настоящему объективно-научным отношением к избранной теме, далекой еще от полного и окончательного освещения. Изданный вариант книги без сомнения является крупным вкладом в изучение жизни и творчества замечательного и самобытного русского художника А. Г. Венецианова, проведшего значительную часть своей творческой жизни в сельской местности Тверской губернии, отразившего с большой теплотой, романтизмом и реализмом её природу, нелёгкую крестьянскую долю, широту души и красоту простого «человека от земли». Без преувеличения Венецианов оказался основоположником нового направления в искусстве, развивал и пропагандировал художественный реализм, проповедовал идеи гуманизма, равенства, духовного возвышения простого подневольного человека, способствовал развитию его самосознания и стремления к освобождению от крепостных пут. Его полотна воспевают родную природу, дышат теплотой и состраданием к человеку, зовут в небесные выси, в божественные дали, к совершенству, идеалу и гармонии с природой. Всё это наглядно отражено и в книге о Венецианове, ибо такие взгляды, убеждения, принципы, любовь к природе, к людям, к высокой облагораживающей истине, к благодарной памяти о прошлом и предшественниках свойственны и авторам исследования о великом художнике.
Несмотря на скромный объем основного текста, книга богата по содержанию, написана простым и ясным языком, читается легко и с интересом, щедро иллюстрирована, захватывает неожиданными поворотами жизненных событий художника, откровением, разгадкой многих тайн сложного деревенского быта и характера Венецианова, жившего на важном историческом переломе Российской империи в канун отмены крепостного права, нарастающей борьбы за свободу и демократическое устройство общества. Всё это вносило определённую неоднозначность, осложнения и в личную, семейную, общественную, творческую жизнь художника, в отношения с окружающим чиновным людом, подневольными крестьянами, помещиками-соседями, видными собратьями по литературно-художественной сфере.
Здесь уместно отметить и подчеркнуть некоторые особенности нового художественно-научно-исторического исследования творчества А. Г. Венецианова.
Во-первых, это не заурядная и поверхностная биографически-прикладная публикация, а именно научно-исследовательская работа, отражающая все нюансы, обстоятельства, условия жизни, развития, творчества художника от рождения до зрелости и трагической гибели. Здесь проведена многолетняя, поистине титаническая работа по собиранию, доскональному изучению, объективному анализу и обобщению фактического материала, архивных данных, по восстановлению родовых корней самого Венецианова, известных соседних дворянско-помещичьих семейств (Азарьевых, Милюковых, Путятиных, Стромиловых, Рыкачевых, Сназиных и многих других), обследованы почти все места пребывания художника при жизни, учтены воспоминания сельских жителей и дальних родственников, сохранивших память, фотографии, письменные свидетельства о его жизни и творчестве. Это позволило уточнить, конкретизировать многие ранее неизвестные или мало изученные обстоятельства жизни Венецианова, привело к настоящим открытиям (например, взаимоотношений с соседями по имениям, обстоятельств гибели художника, его первоначального погребения). И это не просто голословные утверждения, домыслы, предположения, громкие декларации или традиционные компиляции, как в некоторых предыдущих публикациях о Венецианове, но именно факты, документально подтвержденные почти под каждым словом.
Во-вторых, оригинален сам принцип исследований и изложения материалов: если у некоторых прежних авторов преобладал принцип «О покойном либо хорошо, либо ничего!», вполне допустимый в общественно-бытовом отношении и беллетристике, то в научном исследовании он явно неприемлем и неэффективен, ибо исключает полноту и объективность анализа. Авторы нового исследования о Венецианове сознательно отошли от этого принципа, от создания очередного лубочного портрета художника, от чего книга только выиграла, – образ художника предстаёт в естественном разнообразии, многоцветии, в противоречии желаний и поступков в непростых, но реальных жизненных обстоятельствах. Согласимся, что идеальных людей в жизни практически не бывает – это скорее плод наших фантазий и желаний, все мы очень разные и непохожие, но каждый человек достигает вершин творчества, любви и счастья в постоянных борениях с обстоятельствами, с самим собой, и ценится по конечным результатам своей деятельности – библейское «по делам их судите их!». Что общий итог творчества художника Венецианова безусловно положителен, поучителен, выдающийся и незабвенен, очевидно. И то, каким трудом, напряжением, усилиями воли, характера и таланта он был достигнут в те непростые времена, не только не умаляет достоинств художника, но вызывает уважение и восхищение. Такие люди остаются достойным примером для подражания на все времена. Тут уместны несколько перефразированные слова другого светоча русской культуры, великого поэта А. С. Пушкина: «И долго будет тем любезен он народу, что чувства добрые он в людях пробуждал!» Полотна Венецианова и в наши дни никого не оставляют равнодушными, возвышают душу, зовут к состраданию и совершенству, к единению и гармонии с природой.
В-третьих, самостоятельная глава книги (гл. 6 – почти треть содержательного текста) посвящена памяти потомков о художнике и нынешнему состоянию памятных Венециановских мест (сел, деревень, церквей с его росписью, погостов, ландшафтных уголков и красот Удомельского и соседних районов, побуждавших творца к написанию картин) с подробным представлением их схем, фотографий, самих полотен художника. Это неисчерпаемый кладезь добротной фактуры, который может служить побуждающим мотивом для дальнейших исследований творчества Венецианова, его коллег, учеников и последователей. Такая глава вполне уместна в научно-исследовательской монографии и вводит в научный оборот новый информационный пласт фактического материала, сохраняет его для потомков и всех неравнодушных к искусствоведению специалистов. К ней тесно примыкают пространные примечания почти к каждой главе основного текста (стр. 383–410), специальные хронологические и архивные приложения (№ 1–14) и критический обзор прежних публикаций о Венецианове с указанием погрешностей и неточностей в связи с обнаружением новых материалов и свидетельств (прил. 15). Думается, ничего оскорбительного и унизительного для авторов указанных неточностей в том нет, – это гражданский долг каждого порядочного, объективного исследователя.
В-четвертых, новая монография о творчестве А. Г. Венецианова богато иллюстрирована, что значительно расширяет наглядность, зрительное восприятие материалов, даёт дополнительный импульс воображению каждого, знакомит хотя бы в общем виде с основными полот нами художника. Основой многих иллюстраций служат оригиналы картин Венецианова и его учеников в Тверской областной картинной галерее, в музеях Москвы и Петербурга. Тиражирование их в открытой, общедоступной печати служит пропаганде и популяризации творчества великих художников. Из общего добротного иллюстративного ряда выбиваются, пожалуй, только рукотворные авторские схемы венециановских селений и погостов (глава 6), не отвечающие высоким эстетическим требованиям. Хочется пожелать авторам на будущее относиться к таким иллюстрациям строже и не гнушаться их переоформлением профессиональными чертёжниками, тем более, что добровольные помощники в этом деле найдутся и среди близких друзей, коллег главного автора книги – Б. К. Виноградова.
В заключение отмечу еще раз высокий профессионализм составителей книги, их добросовестность, неутомимую исследовательскую энергию, результатом чего явилась очень полезная, интересная, во многом новая и разносторонняя характеристика жизни и творчества большого художника А. Г. Венецианова, передающего нам из прошлого мощный импульс добра, любви и красоты, доступный теперь всем заинтересованным читателям и специалистам.
По всем параметрам книга достойна представления на областной литературный конкурс 2021 г. и займет на нем, полагаю, далеко не последнее место.
Республика Коми. г. Ухта.
Лебедев В. А. – заслуженный геолог Российской Федерации,
Лауреат Государственной премии СССР 1978 г.
ветеран труда, пенсионер федерального уровня.
10 декабря 2020 г.