Картина Левитана «Золотая Осень»
 
Слайдер
Тверское
  Областное
   Краеведческое
     Общество
3-ist 3-ist 3-ist 3-ist 3-ist

© Интернет-публикация сайта «Тверской край». Редактор сайта Сергей БРИВЕР

ВиноградовБК

Виноградов Борис Константинович

Виноградов Борис Константинович (1941 г.р.) – родился в д. Елманова Горка Удомельского района. В 1965 г. окончил Ленинградский государственный университет, кандидат геолого-минералогических наук (1978), автор многих производственных отчётов, ответственный редактор и автор книг: «География Удомельского района» (1999), «Солдатская Слава Удомли» (2005), книга 2 (2012), книга 3 (2015), книга 4 (2020), «О Попове А.С.» (2009), «По Венециановским местам» (2010), «Богатыри земли Удомельской»(2011), «Удомля» (2015), «Исследователь Центральной Азии В.И. Роборовский» и «Музыкальная жизнь Вышневолоцкого уезда» (2016), многочисленных статей по краеведению. Участвовал в подготовке к изданию книг о поэте Соловьеве В.Н., натуралисте Зворыкине Н.А., карты Удомельского района, Вышневолоцких краеведческих альманахов «Вика» и «Наследие». Президент Культурно-исторического фонда «Удомля», член Тверского отделения Русского географического общества (РГО). Участник трёх процедур в 1992, 2003, 2007 гг. государственной экологической экспертизы проектов Калининской АЭС, подготовки томов ОВОС проектов строительства АЭС, руководитель экологической службы КАЭС, работа которой отмечена Дипломом Правительственного конкурса.

В течение 10 лет собирал материалы о художнике А.Г. Венецианове и подготовил к изданию книгу «Венецианов в Сафонково», обнаружил деревянную церковь, где отпевали покойного художника, а также утерянную 100 лет назад его могилу и многие другие неизвестные материалы о жизни Венецианова.



Член Совета ТОКО

К 125-летию создания
картины «Золотая осень»

 

Картина Левитана «Золотая Осень»

 

     Место написания картины Левитана «Золотая осень» (1895) до последнего времени не было чётко определено. Разными людьми назывались разные места. Большинство сходились лишь в одном: изображена р. Съежа в Удомельском районе. Чаще называли вид с моста (на дороге в д. Сорокино) вверх по течению р. Съежи, с её правого берега.

       Однако, внимательное рассмотрение картины и сравнение её с натурой у моста в Сорокино обнаруживает ряд несовпадений и противоречий:

1. На картине видно, что художник смотрит на север, а солнце светит ему в спину (тени деревьев). У моста же, художник должен был бы смотреть на юг, т.е. против солнца.

2. На картине художник стоит на высоком бугре, на 8-10 м выше реки. У моста же художник стоял бы у самой воды, т.к. дорожной насыпи у моста (и самого моста) тогда ещё не было.

3. На картине на дальнем плане изображён участок пашни и сараи. Вид с моста вверх по р. Съеже упирается в сплошной лес, там пашни никогда не было из-за болота.

4. На картине изображена ухоженная, аккуратно выкошенная сухая долина р. Съежи. Вид же с моста вверх по реке упирается в покрытую кустарником, заболоченную пойму.

        Указанные четыре несоответствия не позволяют принять это поверхностное предположение.

       Между тем, имеется место, лишённое этих противоречий. Такое место находится на левом (западном) берегу р. Съежи, напротив деревни Доронино. В конце XIX в. здесь находилась небольшая деревня Заречье (или Стрекалово) на высоком холме, с которого открывается вид вниз по реке Съеже в северном направлении, как и на картине.

        Все выше отмеченные противоречия и несоответствия отпадают. Местность полностью сходится с изображённой на картине: изгиб реки, высокая точка взгляда художника, солнце за спиной художника, полоски пашни с сараем на дальнем плане существуют и сейчас, ухоженная выкошенная долина реки около Доронино. Даже берёзы продолжают расти на тех же местах, что и при Левитане; только это уже другие берёзы. За прошедшие 120 лет, конечно, кое-что изменилось в облике местности: заросла кустами долина (перестали косить траву), несколько подмыт левый (западный) берег реки, он резче изогнулся. Причём, работая над картиной, художник уже подметил начало этого процесса: левый берег Съежи на картине тоже переувлажнён и подмывается.

       В картине «Золотая осень» изображены главные действующие сущности – красота, умиротворение, покой. Эти начала показаны как состояние души много потрудившегося крестьянина. Часто повторяется поверхностное суждение, что художник изобразил хрестоматийный облик природы. Внимательное рассмотрение показывает, что это не совсем так.

       Рассматривая «Золотую осень» Левитана, мы видим не картину природы, а рукотворную красоту ландшафта. Кто знаком со старым деревенским образом жизни, сразу поймёт, что художник изобразил ухоженную окраину деревни. Вдали от деревни всё было бы иное: густо заросшие берега реки, заполонённые кустарником и травами в рост человека – как мы и видим в 2 км от Доронино около моста через реку. Стоило бы художнику сдвинуть рамки картины несколько вправо и в поле зрения попали бы дома деревни Доронино. Но это была бы уже другая картина. Исчезли бы покой и печаль, и красота была бы уже другой.

       Художник не показал человека, но он зафиксировал результат неустанных трудов нескольких поколений крестьян деревни Доронино. Незримое присутствие человека исподволь чувствуется на картине: на переднем плане тележная колея, на заднем плане – небольшой сарай и вспаханное озимое поле. Главное же присутствие человека показано в центре картины, но оно не ощущается вовсе, настолько оно органично и незаметно. Однако мы понимаем, в центре картины показана рукотворная красота: в естественном виде таких пейзажей не бывает, здесь показан ландшафт, одухотворённый трудом человека, живущего в этой деревне. На картине везде виден результат кропотливого ручного труда косарей, пастухов, выгоняющих стада на прибрежные луга. Можно сказать и так, что этот рукотворный ландшафт является побочным продуктом труда местных жителей. Он возник не осознанно, помимо их воли, в результате неустанного труда. Целесообразность и порядок, лежащие в основе деревенской жизни, создали эту красоту на окраине деревни Доронино.

       Такой пейзаж невозможно создать в индустриальную эпоху тракторов и машин – всё будет не таким. Патриархальность – вот главная черта этого пейзажа. С течением времени такие пейзажи уходят, как уходит создавший их производственный уклад жизни – меняются и пейзажи. Медленно, но меняются, потому что созданы руками живших тогда людей.

       Заслуга художника в том, что он увидел и запечатлел красоту, которая преходяща и мимолётна: деревья украсились багряно-золотыми листьями, а уже через несколько дней эта красота исчезнет, уступив место другому пейзажу сырой холодной глубокой осени. Эта красота временна ещё и в том смысле, что стоит человеку покинуть эти места, как здесь быстро воцарится первозданное запустение: берега покроются непроходимыми кустами, уютные поляны зарастут крапивой и лесом, и красоты не будет. Можно сказать и так: «Золотая осень» – это рукотворный шедевр доронинских крестьян, гимн их неустанному труду и заботам.

       В деревне Заречье жило семейство Дмитрия (1870–1930) и Татьяны Петровны (урожд. Смирнова, 1880–1965) Ефимовых. Их внук Евгений Павлович Фёдоров (1937–2012) с матерью Марией Дмитриевной (1907–1976) жил в заречье в послевоенные годы. Затем уехал в Ленинград, но летом постоянно бывал в родных местах. Он рассказал нам о жителях деревни. Его тётя Екатерина Дмитриевна (1910 г.р.) жила на даче «Чайка», шила одежду для Бялыницкого – Бируля, который возил её в Москву для лечения хромоты. Её швейную машинку Евгений Фёдоров отдал нам для передачи в удомельский краеведческий музей. Бабушка Евгения Павловича Татьяна Петровна тоже работала на «Чайке» у художника, на кухне и ездила с его семьёй в Москву. Их свояченица Аграфена Прохоровна (1870–1954) жила в Заречье в хорошем доме (обшитом тёсом и покрашенном), похоронена на кладбище в Островно. Аграфене Прохоровне было 25 лет, когда Левитан писал «Золотую осень», она видела его и разговаривала с художником, но не знала его фамилии, когда он работал недалеко от её родного дома и запечатлел на картине следы колёс зареченских повозок. Евгений Павлович передал нам рассказы своей тётки и нарисовал схему расположения домов в Заречье, дом Аграфены Прохоровны, большой дом Ефимовых. Фундамент этого дома мы с ним отыскали в траве, отдирая дёрн лопатами. Этот дом и его обитатели, вероятно, помнили Левитана, который работал по соседству. Размеры дома 9х15м. Семейство Ефимовых было состоятельным. Всего в заречье было 10 домов и 4 бани на берегу реки Съежи, купальня выше по течению реки. Некоторые потомки зареченцев сейчас живут в Санкт-Петербурге.

       Несомненно, картина «Золотая осень» создавалась с высокого берега у деревни Заречье, стоит лишь проехать туда по мосту у деревни Доронино. Каждый, кто посмотрит на север в сторону озера Островно, замрёт в изумлении и скажет: «Вот она, «Золотая осень». Следует поставить указатели перед деревней Доронино о проходе к месту написания картины: 300 м от асфальтовой дороги. Указателем обозначить около бывшего дома Ефимовых. Приглашаем посетить это место.

 

Б.К. Виноградов, Н.И. Иванова
Культурно-исторический фонд «Удомля»

 

Иллюстрации

 

 

 

 

 

 

 

 







Новое на сайте

Авторское право

Материалы, размещенные на сайте Тверского областного краеведческого общества служат образовательным и просветительским целям, предназначены для продвижения гуманитарных знаний, популяризации творчества авторов. Размещенные материалы свободны для некоммерческого использования и не предназначены для какого-либо использования на платной основе. Изменение авторских текстов недопустимо, при использовании материалов сайта, ссылка на авторов материалов и сайт «Тверской край» обязательна.

Администрация сайта с благодарностью примет все замечания и пожелания по работе сайта, сделает все возможное, чтобы предложенные материалы и информация были интересны и познавательны для посетителей сайта, не нарушали авторское право и законные интересы третьих лиц, соответствовали действующему законодательству и этическим нормам.

 




Историко-культурный и краеведческий сайт «Тверской край» — 2021 год
– 06.05.2021
SmartTop.info
Сергей Бривер
— разработчик, администратор
и редактор сайта
Вход в консоль
Политика конфиденциальности_