Отзывы на книги А.Н. Головкина
 
Слайдер
Тверское
  Областное
   Краеведческое
     Общество
3-ist 3-ist 3-ist 3-ist 3-ist

© Интернет-публикация сайта «Тверской край». Редактор сайта Сергей БРИВЕР

КузьминаОМ

Головкин Анатолий Николаевич

Родился 13 мая 1949 года в деревне Петряйцево Сонковского района Калининской (Тверской) области в карельской семье. Работал учителем, директором школы. Окончил Московский факультет Всесоюзного юридического заочного института. Работал старшим следователем, прокурором района в Калининской (Тверской) области. Избирался депутатом Законодательного Собрания Тверской области, работал председателем комитета по законодательству. Занимал должности заместителя губернатора Тверской области, начальника управления внешних связей и туризма администрации города Твери, начальника управления административных органов администрации Тверской области. С 1966-го по 2001 годы был сначала членом, а затем заместителем председателя Координационного комитета по увековечиванию памяти жертв тоталитарных режимов при Правительстве РФ

Член Совета ТОКО

На книгу «История Тверской Карелии», издания 2008 года

Кременецкая Таисия Николаевна, краевед, кандидат наук, город Москва, март 2009 года: «Из книг А.Н. Головкина я черпаю многое неизвестное. Это пример – как надо любить свой народ и как защищать этот народ. Хотя я проживаю в Москве, но родину приобрела в Рамешковском районе – здесь есть моя земля, мой дом и мой народ. Карелы привели меня к православной вере. Они своим примером показывали, как надо относиться к вере, как любить веру.

У карел есть солидарность. При царе в селе Никольском было восстание, восставшие требовали смены бургомистра. Прибывшие бежецкие драгуны требовали выдать зачинщиков, но никто их не выдал».

Н.В. Антонова, учитель истории, поселок Рамешки Тверской области, март 2009 года: «Как патриот своего родного карельского края и учитель истории по профессии, я с большим интересом приступила к изучению книги А.Н. Головкина «История Тверской Карелии» и не обманулась в своих ожиданиях. Во-первых, очень богатый исторический материал изложен последовательно, логично, с примерами и разъяснениями. Поэтому не надо быть историком, чтобы понять и, главное, заинтересоваться материалом.

Во-вторых, книга, надеюсь и уверена, станет настольным пособием для учителей истории и краеведения. Ведь это просто редкостная находка, когда в одной книге собран такой интересный документальный, разносторонний материал, касающийся не только истории карел, но и отечественной истории. Вы представить себе не можете, каким бесценным подспорьем в работе станет эта книга для учителей краеведения тех районов, где проживают карелы, потому что в учебнике этой теме отведено всего три страницы сухого официального текста, а найти дополнительный материал весьма проблематично.

В-третьих, книга  пробуждает в читателе, будь то русский или карел по национальности, гордость и уважение к карельскому народу. Читаешь и понимаешь, насколько сильный духом, умелый, смекалистый, веселый, самобытный, а главное, преданный своей родине был и остается карельский народ. И хочется уже не стесняться, как это было раньше, своей принадлежности к карельским корням, а восхищаться, гордиться своим малым народом и чувствовать его малой частичкой.

В-четвертых, в книге много интересного, познавательного материала: это касается вопросов карельской письменности, карельских обычаев и обрядов. Читаешь и думаешь: вот жила всю жизнь среди карел, а так много не замечала и не знала, хорошо, что теперь узнала сама и другим расскажу.

В заключении хочется сказать большое спасибо автору книги А.Н. Головкину за его бесконечную приверженность карелам, за его огромный труд по сбору материала и написанию книги о Тверской Карелии».

Марина Сабурова. Газета «Весьегонская жизнь» № 35 от 08.09.2009 года. «Как-то раз, навестив Чисто-Дубровскую библиотеку, мне попалась в руки книга Головкина А.И. «Карелы: от язычества к православию», где есть информация об истории монастырей, церквей и часовен, построенных карелами на Тверской земле. Перелистывая книгу, на шестьдесят седьмой странице замечаю: «Весьегонский уезд. Cело Чистая Дуброва». В приведённой статье написано о двух церквах, некогда существовавших в селе. Первая — это деревянная Покровская церковь, которая была построена в 1799 году и находилась на территории кладбища. В 1951 году она сгорела. Вторая церковь была возведена в 1882 году. Это был пятиглавый каменный храм Покрова Богородицы, обнесенный каменной оградой. Впоследствии, за годы Советской власти он был переоборудован под склад и разобран. Около этой церкви и находилась существующая ныне обезглавленная и заросшая деревьями колокольня, одиноко возвышающаяся над Дубровой, как Пизанская башня.

Вздыхая об утраченных обителях, с удивлением читаю дальше о часовне-копилке, находившейся недалеко от колокольни: «Она вытесана из серого гранитного камня, имеет чисто обработанную поверхность. В нижней части копилки сделана небольшая, но глубокая ниша для кружки, закрывается железной дверкой с прорезью для монет. Над нею сделана ниша для иконы». Про часовню-копилку размещена информация и на сайте «Православные храмы Тверской земли», где интересно замечено, что этот памятник завершается подобием кровли и является символическим изображением церкви. По своему назначению и архитектурной форме часовня-копилка уникальна и даёт представление о целом типе уже почти исчезнувших сооружений малых форм.

Узнав о часовне-копилке, местные жители только с недоумением пожимали плечами. Кто-то промолчал, а кто-то вспомнил о похожем камне в соседском огороде. Наконец, жителям припомнились давние события: когда у проезжей дороги упал столб, один сельский житель решил подпереть его именно часовней-копилкой, не подозревая об её значимости. Благо габариты и форма камня его вполне устраивали. Затем столб поменяли, опора уже была не нужна, и памятник тихо свалили в придорожную канаву!
Узнав, что часовня-копилка является местной достопримечательностью, местные жители и администрация Чамеровского сельского поселения во главе с А.Б. Чуминым активно занялись поиском памятника, а затем и его установкой.

И вот справедливость восторжествовала! Теперь часовня-копилка заняла своё прежнее место рядом с колокольней. Она забетонирована и обнесена оградой. В праздник Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа 2009 года, состоялось торжественное освящение часовни-копилки, которое провёл протоирей Анатолий Симора. Каждый проходящий мимо считает своим долгом опустить денежку в копилку, чтобы она не утратила своего значения спустя столь долгое время. Забетонирована и ограждена при участии частного предпринимателя Терёхина Виктора Николаевича».

О книге «Помнят стены монастыря»

Евгений Пантелеев, газета «Тверская жизнь», 23. 04. 2017 года. «Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь находится в 18 километрах от родной деревни Анатолия Головкина – Петряйцево. Стены ныне разрушенной обители – свидетели событий, происходивших на протяжении многих веков. Помнят они и о приходе в эту местность карел с Карельского перешейка и из Приладожья. А карельская тема – одна из центральных в творчестве Анатолия Головкина. Он затрагивает ее и в книге «Помнят стены монастыря».

Краснохолмский монастырь известен с XV века. Однако что значит монастырь, задается вопросом автор и отвечает на него: это, прежде всего, люди, которые в течение четырех столетий были главными участниками больших и малых исторических событий. Люди, населявшие Бежецкий Верх и территории, достаточно удаленные от него на север, запад и восток. Где искать информацию о том, что происходило здесь? Что поможет реконструировать прошлое? За ответами Анатолий Головкин отправился в Государственный архив Тверской области, где хранятся документы, связанные с монастырем, – приходно-расходные книги, древние описи, царские грамоты и грамоты новгородских архиепископов, копия монастырского «Летописца»… В справках и описях Головкин ищет и находит историю населенных пунктов и людей, живших в них. Это видно уже из подробного перечня сел и деревень, находившихся в монастырских владениях, рода занятий их жителей, из списка помещиков и упоминаний русских царей, которые можно обнаружить в книге и которые дают возможность читателю представить более или менее подробную картину былого.

Попытки Анатолия Головкина описать историю монастыря в связи с историей карел можно назвать поистине героическими. В ходе подготовки издания он просмотрел 4640 архивных дел, материалы которых сопоставил с историческими фактами, известными из других источников. Однако автор задался целью не просто обобщить архивные данные и уже опубликованные работы. Он, как истинный краевед, исходит из важного посыла: чтобы книга получилась убедительной, нужно почувствовать местность, о которой пишешь, – проехать по ней, походить, таким образом, приблизив к себе, – и полюбить ее. Непосредственные впечатления придают документальным свидетельствам совсем иное звучание, окрашенное личным, заинтересованным, а не отстраненным отношением к предмету. Отсюда, возможно, желание автора поместить на страницы своего труда как можно больше имен.

Причем, как не трудно заметить, во главу угла Анатолий Головкин ставит не воевод, не князей, не помещиков и не порфироносных особ (хотя и они, разумеется, в книге присутствуют – куда же без них?!), а простых людей. Автор приводит целые списки карел – откуда они пришли, где селились. Материал подворных переписей позволил автору составить перечень жителей конкретных сел – есть в них и те, кто участвовал в строительстве Санкт-Петербурга. Их имена сейчас, вероятно, никому ничего уже не скажут. Хотя почему не скажут? Кто знает, может быть, те, кто сейчас живет в Кесьме, Сандове, Федоркове, Баскаках, других населенных пунктах, найдут на страницах книги имена своих предков.

Если такое случится, то миссия автора будет выполнена и перевыполнена. В прежних своих работах Анатолий Головкин писал о карельском народе, пришедшем на тверскую землю несколько веков назад. В книге «Помнят стены монастыря» судьба карел тесно переплетается с судьбой одной из самых древних православных обителей нашего края. История монастыря, основанного старцем Антонием, его церкви, служители, события, повлиявшие на развитие, всевозможные реформы, имевшие разные последствия для церковной и нецерковной жизни, – не просто краеведческие материалы, которые можно использовать (например, для изучения собственной родословной), это чтение для тех, кто любит свой край так же, как любит его Анатолий Головкин».

Тарасова Наталья Петровна, историк, Санкт-Петербург, газета «Сельская Новь», № 31 от 11 августа 2017 года. «Попавшееся мне на глаза незначительное упоминание о какой-то неизвестной копии «Летописца» в книге тверского краеведа А. Н. Головкина (которую мне любезно предоставил бежецкий краевед В. Н. Сорокин, мой давний и хороший друг) не могло не заинтересовать увлеченных своим делом исследователей, тем более что А. Н. Головкин своей находке должного значения не придал, лишь упомянул о ней и ее местонахождении, следуяза архивными записями на деле и на последней странице рукописи (Головкин А. Н. Помнят стены монастыря. Тверь, 2016. С. 7).

Без долгих раздумий мой коллега А. Е. Тарасов одним холодным декабрьским днем 2016 г. отправился из гостеприимной предновогодней Москвы в Тверь, в Государственный архив Тверской области, знакомиться с неизвестным документом. К этому моменту у меня для него уже был собран «багаж»: различные заметки из разных источников об известных копиях «Летописца», ссылки на различные архивные документы ГАТО, в которых он упоминается. Вооруженный знаниями, мой московский коллега преступил к работе. В результате нам удалось сделать весьма необычное открытие: были обнаружены сразу два разновремённых (об этом свидетельствовал и внешний вид документов, особенности почерков, и конечно, знаки на бумаге) рукописных списка «Летописца» XIX века.

О том, что в руках необычайной ценности документы, стало понятно сразу: впервые обнаружены рукописные тексты «Летописца»! И в этом была загадка — о том, что такие копии есть, до сих пор никто не знал. Во всяком случае, в литературе мне ни разу не доводилось встречать упоминания о рукописных текстах-копиях, сделанных с «Летописца» в XIX в. Если один документ впервые смотрел до нас только один исследователь — краевед А. Н. Головкин (он обнаружил рукопись в ГАТО в феврале 2016 г.), то второй с 1989 по 2003 г. просмотрело восемь профессиональных учёных. Но никто не обратил внимания, что в руках у них были списки с монастырского «Летописца», хотя хорошее знание текста позволило А. Е. Тарасову практически с первого же прочтения установить этот факт.

Последующее детальное изучение документов показало, что оба списка были сделаны непосредственно в обители, скорее всего, монастырскими переписчиками (документы написаны разными почерками по фрагментам) для каких-то внутренних нужд (мы имеем дело с черновыми вариантами списков) с одного источника — монастырской копии XVIII в. (это показал анализ всех известных к настоящему моменту копий текста). Один список датируется 40-ми годами (по филиграни на бумаге), другой — кон. 50-х – нач.70-х гг. XIX в. (штемпель на бумаге; в 1879 г. вышли печатные издания текста, сделанные с разных копий монастырского «Летописца»). Причины и обстоятельства создания обнаруженных списковXIX в. установить пока не удалось, скорее всего, обе копии были сделаны независимо друг от друга, поскольку связей между ними не прослеживается. Тем не менее, найденные рукописные списки представляют собой особую историческую ценность.

Они не только передают текст одной из монастырских рукописей XVIII в., позволяют судить о ней (а тексты обоих рукописных списков имеют отличия от известных печатных изданий!), но и являются небезынтересными продуктами своего времени (рукописи любопытны в филологическом отношении), отражая стиль восприятия (орфография, пунктуация, определение абзацев) и отношения (описки, исправления, неточности в передаче текста) к древним рукописям, их содержанию как со стороны переписчиков XIX в., так и самого Николаевского Антониева монастыря к своему историческому наследию.

Обнаруженные рукописные списки «Летописца» открывают новые возможности в изучении этого интересного памятника позднего Средневековья. Все сделанные нами наблюдения над найденными текстами были представлены А. Е. Тарасовым (МГУ) в докладе «Неизвестные списки «Летописца о зачатии Бежецкого Верху Николаевского Антониева Монастыря»» на научно-практической конференции «Времён связующая нить», которая прошла в Бежецке 29 апреля 2017 года. По факту конференции этим летом был выпущен сборник материалов, в который вошла развернутая научная статья о найденных списках.

Главная же ценность неизвестных списков «Летописца» в том, что они есть зримое свидетельство  потребности верующей души черпать спасение, находя образцы и примеры для подражания в историческом прошлом, которое бережно сохранялось монастырскими переписчиками на протяжении веков (и XIX век в этом отношении не стал исключением). Прошлое с его  дивными образцами духовного подвижничества и благочестия предков, зафиксированное в рукописных документах, и есть неистлевающее сокровище».

Тарасов Аркадий Евгеньевич, историк, преподаватель МГУ, альманах «Бежецкий край», № 16, 2017 год, стр. 22-23. «В конце ноября 2016 года мы познакомились с только что вышедшей из печати книгой тверского краеведа А.Н. Головкина «Помнят стены монастыря». Наше внимание привлекла фраза из книги: «В архивах монастыря сохранилась копия его “Летописца”, подписанного архимандритом Иларионом и монахом писчим Николаем Горбуновым. В примечаниях к этой летописи указано, что архимандрит тринадцатый Иларион, скрепивший своей подписью сей “Летописец”, был с 1774 по 1796 годы. В примечаниях также сказано, что “о сем Краснохолмском монастыре в Истории Российской Епархии напечатано в 1812 году, в 4-й части, под литером “K”. Эту историческую справку о Николаевском Антониевом монастыре, на основании его “Летописца” в 1812 году опубликовал в четвертом томе, стр. 807 – 815, своего семитомного труда “История российской иерархии” новгородский епископ Амвросий». А.Н. Головкин продолжил повествование пересказом описания Антониева монастыря владыкой Амвросием (Орнатским) и завершил его не совсем корректно составленной ссылкой: «Государственный архив Тверской области (ГАТО), опись фонда № 186, том 1 и 2, дело № 4648».

Свидетельство А.Н. Головкина произвело на нас ошеломляющее действие – неужели это один из списков «Летописца», который в течение десятилетий изучался только по публикациям!? Если так, то какой список: XVIII века – один из тех, что были положены в основу публикаций? Или неизвестный поздний список, ранее не попадавший в поле зрения ни одного из исследователей? А может быть, ранняя копия, сделанная с оригинала в конце XVII века и тоже до сих пор неизвестная? Ответов на эти вопросы в самой книге не было, автор, очевидно, имел лишь поверхностное представление об истории «Летописца», его введении в научный оборот в XIX веке и современном состоянии проблемы изучения памятника. Он только отметил некий «Летописец» как один из архивных документов в фонде Антониева монастыря в ГАТО, просмотренных во время работы над книгой.

Показательно, что в дальнейшем на страницах книги А.Н. Головкин несколько раз упоминает то монастырскую «летопись», то монастырский «летописец», но ни разу не сопоставляет свидетельства между собой, так что складывается впечатление, будто речь идёт о разных летописных источниках. Полагаем, автор подробно не вчитался в рукописный текст из архива и никак не соотнёс его с известными публикациями.

В первое время у нас не было уверенности, что в книге «Помнят стены монастыря» речь вообще идёт о «Летописце». Контекст его упоминания – связь с публикацией владыки Амвросия (Орнатского) и отсутствие комментариев относительно обнаружения неизвестного списка памятника книжности – заставляли задуматься о том, какой именно документ хранится в архиве: может быть выдержка из «Истории российской иерархии», посвящённая Антониеву монастырю, или что-то другое?

Чтобы с этим разобраться, предстояло самим ехать в ГАТО. Возможность отправиться в командировку представилась в середине декабря 2016 года. Но ещё до этого мы попросили нашего коллегу, бежецкого краеведа В.Н. Сорокина, заказать дело и удостовериться, «Летописец» ли перед нами. В.Н. Сорокин заказал текст и подтвердил это. Кроме того, мы попросили В.Н. Сорокина заказать ещё один документ из фонда Антониева монастыря, который был озаглавлен в описи как «Выпись из писцовых книг о времени возникновения Николаевского Антониева монастыря». Как оказалось, это тоже был список «Летописца». Итак, во второй половине 2016 года, после посещения ГАТО, в нашем распоряжении оказались два рукописных списка знаменитого памятника книжности. Уже первое знакомство с документами показало, что обнаружены ранее неизвестные списки «Летописца», относящиеся к XIX столетию».

На книгу «Владельцы мызы Подобино»

КИЦ (Краеведческий информационный центр) г. Тверь, 23.09.2019 г. Убедительная фактография на прочной документальной платформе. Ёмкая, концентрированная аналитика, в которой как модель вселенной в капле воды, отражён огромный контент жизни российского общества в значимый исторический период. Лейтмотив — разрушенные, утраченные тверские усадьбы. Горечь нашей истории. Особенно горько от того, что за безжалостно и безвозвратно «стёртыми» местами обитания классовых врагов забвению предназначались и имена их владельцев. Такова история мызы Подобино и её владельцев — представителей почтеннейшего российского дворянского рода Неведомских. Большинство же удельных крестьян на представляемой территории составляли карелы. Автор – несомненно, маститый исследователь истории Тверской Карелии.

Кукина Елена Викторовна, г. Бежецк, 03.08.2019 г. Книга А. Головкина «Владельцы мызы Подобино» интересна не только как историческая, но и как краеведческая книга. Она ценна подлинным материалом, любовью к своей малой родине. Высокий профессионализм автора делает книгу настоящим учебником периода реформирования России во второй половине XIX века.

Вообще о моих книгах

Клеерова Татьяна Семеновна, председатель Консультативного комитета финно-угорских народов, 15.11.2016 года: «Уважаемый Анатолий Николаевич! Большое спасибо Вам за эту книгу. Как хорошо, что вы оперируете в ней документами, вносите в текст огромные списки имен, фамилий, географических названий. Именно  документальная основа, фактура книги  является самым достоверным свидетельством существования и воистину трудной судьбы карельского народа  в российской и европейской истории второго тысячелетия. Очень надеюсь, что в следующем 2017 году, когда Тверь будет отмечать 400-летие исхода карел с Карельского перешейка и из Приладожья в Тверские, Московские земли и на север, в нынешнюю Карелию, мы с Вами встретимся в Твери. Надеюсь подержать вашу книгу в руках… Сердечный привет Зинаиде Ивановне. Желаю Вам обоим здоровья и хорошего настроения! С уважением, Татьяна Клеерова».

Вейо Салохеймо, историк, профессор, Йоенсуу, Финляндия, 16 ноября 2016 года: «Дорогой брат Анатолий! Большое спасибо за твою  книгу! Здоровья тебе, Зинаиде и детям».

АндрашБерецки, историк, писатель, Будапешт, Венгрия, 16 ноября 2016 года: «Уважаемый Анатолий Николаевич! Большое спасибо Вам за интересную книгу! Желаю Вам всего доброго! С уважением: Андраш Берецки, (Будапешт)».

Ноябрь 2017 года: «Уважаемый Анатолий Николаевич! Большое спасибо Вам за вашу новую книгу! Эти книги очень важные источники и для нас. Я обязательно показываю её и коллегам. Желаю Вам всего доброго!»

Ноябрь 2018 года: «Уважаемый Анатолий Николаевич! 
 Большое спасибо Вам за вашу новую книгу и поздравляю Вас! Как Вы сможете так быстро и эффективно работать?  Желаю Вам всего доброго! С уважениемАндрашБерецки».

Яаак Прозес, руководитель общественной организации «Фенно-Угрия», Таллин, Эстония, март 2019 года: «Zdrasvuite! Novõotshen plodotvornõi, odnaknigazadrugim!  Võsdelajetevedj ogromnõi i otshenj boleznõi trud. Jeslibõ ne Võ, kto mog bõzanjatsjaetimi problemami i voprosami. Objazateljno protshitaju. 2020 godudvaotshenjvazhnõhfinno- ugorskihme roprijatii. V ijunje v Tartu  vsemirnõi kongress finno-ugorskih narodov i avguste v Vene (Avstrija) kongress fennougrovedov. Mozhet bõtjbõlbõ u Vas interesosobenno posledni võstupatj, naprimer na temõ «Problemõ pereselenija karel v Tvrerskije zemli 17 vek? «S uvasheniem Jaak Prozes».

Т.Г. Леонтьева, доктор исторических наук, декан исторического факультета ТвГУ, Вестник ТвГУ. Серия «История», 2017 г. № 2: «Существенный вклад в изучение истории тверских карел вносит А.Н. Головкин, краевед-энтузиаст, член исполкома Ассоциации финно-угорских народов России, член Консультативного комитета финно-угорских народов.

На сегодняшний день он лидирует по количеству публикаций на интересующую нас тему. Опираясь на упомянутые выше исследования и выводы, опубликованные источники и некоторые архивные данные, он создаёт «оптимистичную» историю карел. В неоднократно переизданной и дополненной книге «История Тверской Карелии», которая в последнем варианте именуется «История Тверской Карелии; Карелы от язычества к православию» (Тверь, 2008), автор освещает практически все сферы жизнедеятельности тверских карел, обращается к вопросу становления православия, включая историю строительства карелами монастырей и церквей на Тверской земле.

Основные тезисы автора указывают на «особость» этого народа: прочность и самодостаточность карельского крестьянского хозяйства, высокую организованность быта, утонченную православность. Нельзя отрицать, что поводы для подобных утверждений находятся в источниках. Например, в «Генеральном соображении по Тверской губернии», составленном в 1783–1784 гг., где отмечалось, что дворцовые карелы Бежецкого уезда «живут избыточно», прочие же крестьяне или достаточно, или посредственно. Однако очевидно, что А.Н. Головкин, как и другие авторы, это утверждение экстраполирует на весь «карельский мир», переносят его в контекст XIX в., когда социальные (и соответственно экономические) статусы его представителей существенно изменились. Так обозначается ещё одна задача для современных исследователей – уточнить сложившиеся историографические императивы».







Новое на сайте

Авторское право

Материалы, размещенные на сайте Тверского областного краеведческого общества служат образовательным и просветительским целям, предназначены для продвижения гуманитарных знаний, популяризации творчества авторов. Размещенные материалы свободны для некоммерческого использования и не предназначены для какого-либо использования на платной основе. Изменение авторских текстов недопустимо, при использовании материалов сайта, ссылка на авторов материалов и сайт «Тверской край» обязательна.

Администрация сайта с благодарностью примет все замечания и пожелания по работе сайта, сделает все возможное, чтобы предложенные материалы и информация были интересны и познавательны для посетителей сайта, не нарушали авторское право и законные интересы третьих лиц, соответствовали действующему законодательству и этическим нормам.

 




Историко-культурный и краеведческий сайт «Тверской край» — 2024 год
– 21.11.2024
SmartTop.info
Сергей Бривер
— разработчик, администратор
и редактор сайта
Вход в консоль
Политика конфиденциальности_