Два века – две судьбы
Татьяна МИХАЙЛОВА
Два века – две судьбы: торопчане Нил Гоголинский и Евгения Антипова
в русской живописи XIX и XX века
С Торопцем и его окрестностями связаны имена не только известных благодарной памяти потомков военных деятелей, но и имена нескольких художников. О двух из них, на своём мирном поприще тоже принесших славу России, мы и поговорим сегодня:
– академик живописи акварелист и офортист Нил Алексеевич Гоголинский (1844−1895), известный своими сельскими пейзажами,
– русский художник советского периода Евгения Петровна Антипова (1917–2009).
Пейзажист Гоголинский родился в Торопце, умер в д. Бобыри близ усадьбы Талашкино (ныне Смоленская обл.), рисовал с детства и в возрасте двадцати лет поступил в Петербургскую Академию художеств, где обучался шесть лет. За сельские пейзажи, чем он, собственно, и знаменит, награждён сначала двумя серебряными медалями второго достоинства, позднее – двумя серебряными медалями первого достоинства. Известно, что Гоголинский был одним из первых художников, посетивших усадьбу княгини Марии Тенишевой Талашкино –ныне под Смоленском – и Флёново в 1,5 км от Талашкина, где работал каждое лето. Акварели Гоголинского – в том числе “Сельский пейзаж” (“Вид во Флёнове”, 1890) – хранятся в Государственном русском музее.
Нил Гоголинский участвовал в организации Общества русских акварелистов. Это творческое объединение художников было основано в 1880 г., устав утверждён в 1887 г. Председателем общества был Альберт Бенуа – один из трёх сыновей профессора архитектуры Николая Бенуа (главного архитектора Петергофа, позднее – главного архитектора императорских театров): по окончании Императорской академии художеств Альберт Бенуа много путешествовал, был хранителем Русского музея императора Александра III. В 1924 году эмигрировал в Париж, где и умер в 1936 году в пансионате для больных.
Членами Общества, в частности, были:
барон Михаил Клодт – племянник скульптора Петра Клодта, один из членов Товарищества передвижных художественных выставок, испытавший влияние сначала А. Венецианова (ощущение радости крестьянского труда), а позднее И. Шишкина (эпические мотивы в трактовке русской природы); порвал с передвижниками, как только перестал разделять их стойко негативное отношение к академическому художественному методу.
Лев Лагорио (в 1845 г. совершил путешествие на военном фрегате «Грозящий», за участие в военных действиях против горцев в 1861–1863 гг. награждён орденом Св.Анны III степени с мечами) – один из известных русских маринистов, ученик Айвазовского, с 1880 г. много работавший в технике акварели (писал многочисленные виды Крыма).
Елена Поленова (сестра художника Василия Поленова: после успеха его картины «Московский дворик» считается родоначальником нового жанра – «интимного пейзажа») училась живописи в Петербурге и в Париже. С начала 1880-х гг. Поленова живёт в Москве и входит в Мамонтовский кружок – группу художников, сплотившуюся вокруг мецената и любителя искусств Саввы Мамонтова. В подмосковной усадьбе Абрамцево ставились спектакли, писались портреты членов кружка. Но Поленову привлекали в живописи преимущественно исторические темы и пейзажи.
Общество организовало 38 выставок, в том числе несколько передвижных (в Москве, Риге, Мюнхене), в конце XIX – начале XX века проводило т.н. «Акварельные пятницы» – художественные собрания в залах Академии художеств. В 1890 году выставку петербургских акварелистов посетил Александр III. В 1907 году за вклад в развитие акварельной живописи Общество стало именоваться Императорским. Просуществовало Общество до 1918 г.
В 1898 году, при открытии Русского музея императора Александра Ш, княгиня Мария Тенишева принесла в дар собранную ею коллекцию из 470 акварелей и рисунков русских художников, в т.ч. участников «Общества русских акварелистов». Эмигрировав после октября 1917 года во Францию, Мария Тенишева организовала под Парижем т.н. «Малое Талашкино» (поскольку Талашкино было сопоставимо с Абрамцевом по кипению художественной жизни: парк с прудом, именитые гости-художники, церковь с мозаикой по эскизам Николая Рериха и т.п.), показывала свои произведения на выставках в Париже, Риме, Праге. Как художник, собиратель и исследователь искусства Тенишева была избрана членом нескольких европейских академий. Умерла в 1928 г., похоронена в Сен-Клу, близ Парижа. Её мемуары изданы в 1933 г. в Париже, переизданы в России в 1991 г.
Общество русских акварелистов было возрождено в 1997 г. и в настоящее время насчитывает более 150 профессиональных художников. Главной задачей теперешнего «Общества акварелистов» является объединение профессиональных художников-акварелистов с целью сохранения петербургской школы акварели, а также развитие международного сотрудничества в области акварели: выставки акварели – международные биеннале (лат. bis — дважды + annuus – год: выставки, проводимые раз в два года), в том числе в залах Петербургского Союза художников, «Акварель чистой воды», «Пригороды Петербурга в акварели». Биеннале проводятся при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.
Состоял Гоголинский и в Обществе русских аквафортистов: основано оно в 1871 г. в Петербурге Андреем Сомовым (проработал 22 года старшим хранителем Императорского Эрмитажа), среди членов были преимущественно передвижники – Николай Ге, Иван Шишкин, Иван Крамской и др.). Общество просуществовало недолго, и о нём известно, в сущности, только то, что оно сыграло определённую роль в распространении офорта в России.
Таким образом, хотя сведения о «торопецком периоде» жизни Нила Гоголинского пока скудноваты, его «петербургский период» неразрывно связан с именами крупнейших русских художников второй половины XIX века и с русской живописью этого времени вообще.
Евгения Антипова родилась 19 октября 1917 года в городе Торопец тогда ещё Псковской губернии в семье железнодорожного служащего. В 1928 году вместе с родителями переехала в Самару и с 1934 года посещала изостудию. По окончании средней школы приехала в Ленинград, поступила в Среднюю Художественную школу при Всероссийской Академии Художеств и через год была без экзаменов принята в Институт живописи, скульптуры и архитектуры – на живописный факультет. Среди её педагогов был Александр Осмёркин (1892–1953), в связи с чем хотелось бы позволить себе некоторые сравнения.
В своей статье «Дон-Кихот из украинской степи» Андрей Надеждин пишет:
Из-за новейших, вызывающих тенденций в искусстве, которыми Осмёркин увлёкся ещё в Киевском художественном училище, он переехал в 1913 г. в Москву, занимался в студии Ильи Машкова, участвовал в выставке «Бубнового валета» с его пастозной яркой красочной живописью, интересом к лубку и примитиву (примером для подражания были Поль Сезанн с его принципом «живопись – это верный цвет на верном месте» и кубисты), но, если можно так выразиться, с большим чувством меры. В начале 1920-х гг. в работах Осмёркина появляется смещение в сторону реализма, художник открывает для себя Рембрандта и А. Иванова, перестаёт отвергать сюжет, переключает внимание на пейзаж. К середине 1920-х гг. работы Осмёркина уже вполне реалистичны.
Среди тематических картин художника более других известна «Красная гвардия в Зимнем дворце» (1927). Однако, несмотря на все усилия, мастером тематической картины Осмёркин так и не стал. Гораздо лучше ему удавались пейзажи, портреты, натюрморты. Над ними Осмёркин много работал и в 1930-40-х гг. Но в 1940-е годы художника обвинили в формализме, в 1948 г. лишили возможности преподавать – после 30 лет преподавательской деятельности в художественных вузах Москвы, а потом Ленинграда, – и… смерть не заставила себя долго дать. Умер художник в 1953 году за работой.
Компания за чистоту рядов в культуре, проводимая с 1920-х годов под общим лозунгом «борьбы с формализмом», в 1930-е продолжалась с удвоенной энергией. Газеты пестрели заголовками: «Сумбур вместо музыки», «Левацкое уродство в опере» и т.п. Разные голоса клеймили, предлагали «жечь калёным железом» произведения, не укладывающиеся в стандарты социалистического реализма. В массовом порядке устраивались обсуждения «псевдоноваторских» произведений искусства, где их перепуганные авторы каялись в формализме, подвергали себя самокритике и обещали исправиться. Неугодные книги изымались из библиотек, помещались в архивы или уничтожались, художественные выставки закрывались, спектакли запрещали к постановке. В 1936 году чистка и перековка в культуре достигла своей кульминации. Лидеры авангарда один за другим отказывались от творческих принципов и начинали восхвалять социалистическую реальность. Так, например, К. Малевич оставил супрематизм и пытался работать в жанре реалистического портрета.
Но Осмёркин преподавал предмет с названием «Выявление цветом формы в пространстве». Безошибочное чувство цвета с одновременной максимально выразительной формой в пространстве особенно хорошо видны в натюрмортах Осмёркина. Натюрморты естественно присутствуют даже в пейзаже («Вид из окна на Троице-Сергиеву лавру»). Эту особенность, это максимальное усложнение пейзажа натюрмортом, это взаимопроникновение жанров (натюрморт в пейзаже, натюрморт в интерьере), это намеренное обогащение одного цвета другим мы увидим и в работах Евгении Антиповой («Полдень», «Натюрморт на фоне моря»).
Разница в возрасте с А. Осмёркиным и первые собственные шаги Е. Антиповой в живописи на момент расправы власти с учителем спасли ученицу от гонений, несмотря на то, что она исповедовала те же художественные принципы, что и сам Осмёркин.
Перед Второй мировой войной Е. Антипова впервые участвует в молодёжной художественной выставке в Москве, а уже в начале 1942 года эвакуируется из блокадного Ленинграда в Новосибирск, где работает, в частности, директором Дома народного творчества. Участвует в выставках новосибирских художников и в 1944 году вступает в члены Новосибирского отделения Союза советских художников. В 1945 году Е. Антипова возвращается в Ленинград, и по окончании Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры (ЛИЖСА) имени И. Репина в 1950 году (мастерская Б. Иогансона, дипломная картина «А. Жданов среди детей во Дворце Пионеров») её принимают кандидатом в члены Ленинградского отделения ССХ, а в 1953 году по рекомендации в т.ч. Б. Иогансона – в члены Союза Художников. Преподает живопись и композицию, участвует в выставках ленинградских художников, пишет (больше пейзажи и натюрморты, в т.ч. натюрморты в пейзаже и интерьере).
Впервые творчество Е. Антиповой было представлено в 1967 году на совместной выставке с её мужем художником Виктором Тетериным (1922–1991, родился в Рамешковском районе Тверской губернии и тоже ждёт своих исследователей-краеведов) и скульптором Кирой Суворовой (1931–2017) в залах Ленинградского союза художников. В 1988 и 1999 годах состоялись её совместные выставки с В. Тетериным. Е. Антипова участвовала в известных выставках одиннадцати и девяти ленинградских художников (1972 год и 1976 год соответственно), а также в выставке 26 ленинградских и московских художников (1988 год).
Произведения признанного мастера цвета, торопчанки по происхождению Е. Антиповой находятся в Государственном Русском Музее в Петербурге, в многочисленных художественных музеях и частных собраниях в России и за рубежом. Они неоднократно воспроизводились в печати, в том числе в каталогах выставок и аукционов русского искусства в Италии, Франции, Японии, Англии и других странах.
Использованная литература:
1. Гоголинский, Нил Алексеевич [Электронный ресурс]
// URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/36075/Гоголинский
2. Антипова Евгения Петровна [Электронный ресурс]
// URL: http://www.artsait.ru/art/a/antipova/main.htm
3. АртРу.инфо – Иллюстрации – Вид во Фленове – Гоголинский Н.А. [Электронный ресурс]
// URL:http://artru.info/ar/4332/
4. Общество русских акварелистов. В начале пути [Электронный
ресурс]
// URL: http://andriaka.ru/gorohovskiy-17/obshhestvo-russkih-akvarelistov-v-nachale-puti/
5. Санкт-Петербургское общество акварелистов [Электронный
ресурс]
// URL: http://www.watercolorspb.ru/society/
6. Бенуа, Альберт Николаевич [Электронный ресурс]
// URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/619638
7. Бенуа, Николай Леонтьевич [Электронный ресурс]
// URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Бенуа,_Николай_Леонтьевич
8. Клодт, Михаил Петрович [Электронный ресурс]
// URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Клодт,_Михаил_Петрович
9. Лагорио, Лев Феликсович [Электронный ресурс]
// URL: http://krymology.info/index.php/Лагорио,_Лев_Феликсович
10. Поленова Елена Дмитриевна [Электронный ресурс]
// URL: http://www.artsait.ru/art/p/polenova/main.htm
11. Поленов, Василий Дмитриевич [Электронный ресурс]
//
URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Поленов,
Василий_Дмитриевич
12. Усадьба Талашкино – «Русская Флоренция» [Электронный ресурс]
// URL: http://www.newacropol.ru/activity/center/exibitions/talashkino/
13. Талашкино [Электронный ресурс]
// URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Талашкино
14. Клодт Михаил Константинович [Электронный ресурс]
//
URL: http://www.artsait.ru/art/k/klodtmk/main.htm
15. ARTRU.INFO [Электронный
ресурс]
// URL: http://artru.info/ar/91/
16. Общество русских аквафортистов [Электронный ресурс]
// URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/115395/Общество
17. Биеннале – Википедия [Электронный ресурс]
// URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Биеннале
18. Административно-территориальное деление части Андреапольского района Тверской области с древних времен и до наших дней [Электронный ресурс]
// URL: http://aleksee-iva.narod.ru/rodoslovie/rod_stat_kart/adm_territ_delenie.html
19. Дон Кихот из украинской степи [Электронный ресурс]
//
URL: http://www.day.kiev.ua/ru/article/ukraina-incognita/don-kihot-iz-ukrainskoy-stepi
20. Осмеркин Александр александрович. Картины и биография [Электронный ресурс]
// URL: http://smallbay.ru/artrussia/osmerkin.html
21. Художник Александр Осмеркин, член «Бубнового валета» [Электронный ресурс]
// URL:
http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/729-osmerkin.html
22. Борьба с формализмом в искусстве [Электронный ресурс]
// URL: http://www.corinthia.ru/content/borba-s-formalizmom-v-iskusstve
Иллюстрации