Отзывы на книгу «Венецианов в Сафонково»
 
Слайдер
Тверское
  Областное
   Краеведческое
     Общество
3-ist 3-ist 3-ist 3-ist 3-ist

© Интернет-публикация сайта «Тверской край». Редактор сайта Сергей БРИВЕР

ВиноградовБК

Виноградов Борис Константинович

Виноградов Борис Константинович (1941 г.р.) – родился в д. Елманова Горка Удомельского района. В 1965 г. окончил Ленинградский государственный университет, кандидат геолого-минералогических наук (1978), автор многих производственных отчётов, ответственный редактор и автор книг: «География Удомельского района» (1999), «Солдатская Слава Удомли» (2005), книга 2 (2012), книга 3 (2015), книга 4 (2020), «О Попове А.С.» (2009), «По Венециановским местам» (2010), «Богатыри земли Удомельской»(2011), «Удомля» (2015), «Исследователь Центральной Азии В.И. Роборовский» и «Музыкальная жизнь Вышневолоцкого уезда» (2016), многочисленных статей по краеведению. Участвовал в подготовке к изданию книг о поэте Соловьеве В.Н., натуралисте Зворыкине Н.А., карты Удомельского района, Вышневолоцких краеведческих альманахов «Вика» и «Наследие». Президент Культурно-исторического фонда «Удомля», член Тверского отделения Русского географического общества (РГО). Участник трёх процедур в 1992, 2003, 2007 гг. государственной экологической экспертизы проектов Калининской АЭС, подготовки томов ОВОС проектов строительства АЭС, руководитель экологической службы КАЭС, работа которой отмечена Дипломом Правительственного конкурса.

В течение 10 лет собирал материалы о художнике А.Г. Венецианове и подготовил к изданию книгу «Венецианов в Сафонково», обнаружил деревянную церковь, где отпевали покойного художника, а также утерянную 100 лет назад его могилу и многие другие неизвестные материалы о жизни Венецианова.



Член Совета ТОКО

Благодарность за книгу

 

Корнилова Анна

annakorni4@yandex.ru

24 ноября в 13:59

 

Глубокоуважаемый Борис Константинович! Поздравляю Вас с выходом в свет Вашей замечательной книги «Венецианов в Сафонково». Это монументальный труд, содержащий новый материал и новый взгляд на Венецианова. Именно такая книга давно была нужна, чтобы дополнить и расширить наше представление о художнике и его времени. Кроме того, она написана хорошим русским языком, легко читается, прекрасно издана и богато иллюстрирована. Это то, чего недоставало нашему «венециановедению». Благодарю Вас за присланный экземпляр, буду ещё вчитываться и использовать в лекциях для студентов, безусловно упоминая каждый раз Вас и Ваш существенный вклад в изучение истории русской культуры.

Здоровья Вам и успехов в дальнейших изысканиях.


С уважением,
Анна Владимировна Корнилова


 

Отзыв на книгу

«Венецианов в Сафонково»

Б. К. Виноградов, Н. И. Иванова

Удомля. 2020 г. (изд. «Виконт» В. Новгород. 464 с., около 300 илл., библ. 214, прил. 15)

 

Будучи неофициальным рецензентом рабочего варианта книги весной 2019 г. при подготовке её к изданию, уже тогда был поражён размахом натурно-архивных поисков, исследований авторов, скрупулёзным подбором фактов для всех значимых обобщений и выводов, ответственным, по-настоящему объективно-научным отношением к избранной теме, далекой еще от полного и окончательного освещения. Изданный вариант книги без сомнения является крупным вкладом в изучение жизни и творчества замечательного и самобытного русского художника А. Г. Венецианова, проведшего значительную часть своей творческой жизни в сельской местности Тверской губернии, отразившего с большой теплотой, романтизмом и реализмом её природу, нелёгкую крестьянскую долю, широту души и красоту простого «человека от земли». Без преувеличения Венецианов оказался основоположником нового направления в искусстве, развивал и пропагандировал художественный реализм, проповедовал идеи гуманизма, равенства, духовного возвышения простого подневольного человека, способствовал развитию его самосознания и стремления к освобождению от крепостных пут. Его полотна воспевают родную природу, дышат теплотой и состраданием к человеку, зовут в небесные выси, в божественные дали, к совершенству, идеалу и гармонии с природой. Всё это наглядно отражено и в книге о Венецианове, ибо такие взгляды, убеждения, принципы, любовь к природе, к людям, к высокой облагораживающей истине, к благодарной памяти о прошлом и предшественниках свойственны и авторам исследования о великом художнике.

Несмотря на скромный объем основного текста, книга богата по содержанию, написана простым и ясным языком, читается легко и с интересом, щедро иллюстрирована, захватывает неожиданными поворотами жизненных событий художника, откровением, разгадкой многих тайн сложного деревенского быта и характера Венецианова, жившего на важном историческом переломе Российской империи в канун отмены крепостного права, нарастающей борьбы за свободу и демократическое устройство общества. Всё это вносило определённую неоднозначность, осложнения и в личную, семейную, общественную, творческую жизнь художника, в отношения с окружающим чиновным людом, подневольными крестьянами, помещиками-соседями, видными собратьями по литературно-художественной сфере.

Здесь уместно отметить и подчеркнуть некоторые особенности нового художественно-научно-исторического исследования творчества А. Г. Венецианова.

Во-первых, это не заурядная и поверхностная биографически-прикладная публикация, а именно научно-исследовательская работа, отражающая все нюансы, обстоятельства, условия жизни, развития, творчества художника от рождения до зрелости и трагической гибели. Здесь проведена многолетняя, поистине титаническая работа по собиранию, доскональному изучению, объективному анализу и обобщению фактического материала, архивных данных, по восстановлению родовых корней самого Венецианова, известных соседних дворянско-помещичьих семейств (Азарьевых, Милюковых, Путятиных, Стромиловых, Рыкачевых, Сназиных и многих других), обследованы почти все места пребывания художника при жизни, учтены воспоминания сельских жителей и дальних родственников, сохранивших память, фотографии, письменные свидетельства о его жизни и творчестве. Это позволило уточнить, конкретизировать многие ранее неизвестные или мало изученные обстоятельства жизни Венецианова, привело к настоящим открытиям (например, взаимоотношений с соседями по имениям, обстоятельств гибели художника, его первоначального погребения). И это не просто голословные утверждения, домыслы, предположения, громкие декларации или традиционные компиляции, как в некоторых предыдущих публикациях о Венецианове, но именно факты, документально подтвержденные почти под каждым словом.

Во-вторых, оригинален сам принцип исследований и изложения материалов: если у некоторых прежних авторов преобладал принцип «О покойном либо хорошо, либо ничего!», вполне допустимый в общественно-бытовом отношении и беллетристике, то в научном исследовании он явно неприемлем и неэффективен, ибо исключает полноту и объективность анализа. Авторы нового исследования о Венецианове сознательно отошли от этого принципа, от создания очередного лубочного портрета художника, от чего книга только выиграла, – образ художника предстаёт в естественном разнообразии, многоцветии, в противоречии желаний и поступков в непростых, но реальных жизненных обстоятельствах. Согласимся, что идеальных людей в жизни практически не бывает – это скорее плод наших фантазий и желаний, все мы очень разные и непохожие, но каждый человек достигает вершин творчества, любви и счастья в постоянных борениях с обстоятельствами, с самим собой, и ценится по конечным результатам своей деятельности – библейское «по делам их судите их!». Что общий итог творчества художника Венецианова безусловно положителен, поучителен, выдающийся и незабвенен, очевидно. И то, каким трудом, напряжением, усилиями воли, характера и таланта он был достигнут в те непростые времена, не только не умаляет достоинств художника, но вызывает уважение и восхищение. Такие люди остаются достойным примером для подражания на все времена. Тут уместны несколько перефразированные слова другого светоча русской культуры, великого поэта А. С. Пушкина: «И долго будет тем любезен он народу, что чувства добрые он в людях пробуждал!» Полотна Венецианова и в наши дни никого не оставляют равнодушными, возвышают душу, зовут к состраданию и совершенству, к единению и гармонии с природой.

В-третьих, самостоятельная глава книги (гл. 6 – почти треть содержательного текста) посвящена памяти потомков о художнике и нынешнему состоянию памятных Венециановских мест (сел, деревень, церквей с его росписью, погостов, ландшафтных уголков и красот Удомельского и соседних районов, побуждавших творца к написанию картин) с подробным представлением их схем, фотографий, самих полотен художника. Это неисчерпаемый кладезь добротной фактуры, который может служить побуждающим мотивом для дальнейших исследований творчества Венецианова, его коллег, учеников и последователей. Такая глава вполне уместна в научно-исследовательской монографии и вводит в научный оборот новый информационный пласт фактического материала, сохраняет его для потомков и всех неравнодушных к искусствоведению специалистов. К ней тесно примыкают пространные примечания почти к каждой главе основного текста (стр. 383–410), специальные хронологические и архивные приложения (№ 1–14) и критический обзор прежних публикаций о Венецианове с указанием погрешностей и неточностей в связи с обнаружением новых материалов и свидетельств (прил. 15). Думается, ничего оскорбительного и унизительного для авторов указанных неточностей в том нет, – это гражданский долг каждого порядочного, объективного исследователя.

В-четвертых, новая монография о творчестве А. Г. Венецианова богато иллюстрирована, что значительно расширяет наглядность, зрительное восприятие материалов, даёт дополнительный импульс воображению каждого, знакомит хотя бы в общем виде с основными полот нами художника. Основой многих иллюстраций служат оригиналы картин Венецианова и его учеников в Тверской областной картинной галерее, в музеях Москвы и Петербурга. Тиражирование их в открытой, общедоступной печати служит пропаганде и популяризации творчества великих художников. Из общего добротного иллюстративного ряда выбиваются, пожалуй, только рукотворные авторские схемы венециановских селений и погостов (глава 6), не отвечающие высоким эстетическим требованиям. Хочется пожелать авторам на будущее относиться к таким иллюстрациям строже и не гнушаться их переоформлением профессиональными чертёжниками, тем более, что добровольные помощники в этом деле найдутся и среди близких друзей, коллег главного автора книги – Б. К. Виноградова.

В заключение отмечу еще раз высокий профессионализм составителей книги, их добросовестность, неутомимую исследовательскую энергию, результатом чего явилась очень полезная, интересная, во многом новая и разносторонняя характеристика жизни и творчества большого художника А. Г. Венецианова, передающего нам из прошлого мощный импульс добра, любви и красоты, доступный теперь всем заинтересованным читателям и специалистам.

По всем параметрам книга достойна представления на областной литературный конкурс 2021 г. и займет на нем, полагаю, далеко не последнее место.

 

Республика Коми. г. Ухта.

Лебедев В. А. – заслуженный геолог Российской Федерации,

Лауреат Государственной премии СССР 1978 г.

ветеран труда, пенсионер федерального уровня.

10 декабря 2020 г.








Новое на сайте

Авторское право

Материалы, размещенные на сайте Тверского областного краеведческого общества служат образовательным и просветительским целям, предназначены для продвижения гуманитарных знаний, популяризации творчества авторов. Размещенные материалы свободны для некоммерческого использования и не предназначены для какого-либо использования на платной основе. Изменение авторских текстов недопустимо, при использовании материалов сайта, ссылка на авторов материалов и сайт «Тверской край» обязательна.

Администрация сайта с благодарностью примет все замечания и пожелания по работе сайта, сделает все возможное, чтобы предложенные материалы и информация были интересны и познавательны для посетителей сайта, не нарушали авторское право и законные интересы третьих лиц, соответствовали действующему законодательству и этическим нормам.

 




Историко-культурный и краеведческий сайт «Тверской край» — 2022 год
– 25.06.2022
SmartTop.info
Сергей Бривер
— разработчик, администратор
и редактор сайта
Вход в консоль
Политика конфиденциальности_