Ржевское профтехобразование
 
Слайдер
Тверское
  Областное
   Краеведческое
     Общество
3-ist 3-ist 3-ist 3-ist 3-ist

© Интернет-публикация сайта «Тверской край». Редактор сайта Сергей БРИВЕР

КузьминаОМ

Кузьмина Ольга Михайловна

Окончила Калининское музыкальное училище (1979), Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (Российская академия музыки, Москва, 1984), факультет психологии ТвГУ (Тверь, 1993), Институт художественного образования и культурологии РАО (Москва, 2006). В 2006 г. защитила кандидатскую диссертацию в РАО (Москва). Кандидат педагогических наук. Почётный работник культуры и искусства Тверской области. Лауреат премии Губернатора Тверской обл. Автор 10 книг и более 120 научных публикаций по историко-культурным отечественным традициям.

Член Совета ТОКО

РЖЕВСКОЕ ПРОФТЕХОБРАЗОВАНИЕ
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

 

К 800-летию Ржева

 

«Тот, кто не интересуется историей и прошлым,
обедняет свое настоящее и будущее.
Прошлое же – это гигантская кладовая культуры,
доступная каждому, кто захочет обогатить
 свое настоящее и обеспечить будущее».

Академик Д.С. Лихачев

 

Эпоха конца XIX – начала ХХ века для Ржева – уездного города Тверской губернии – стала важной вехой в развитии его образовательных традиций. Это выражалось теперь не только в открытии новых учреждений просвещения, где преподавались науки, без которых уже трудно было просто прожить в новом социуме.

В тверской провинции с середины 60-х годов XIX века сложился благоприятный климат для поиска и внедрения новых «технологий» развития регионов. И немалая, если не доминирующая роль в этом принадлежит административному становлению земства.

Скажем, что история ржевского земства начинается с конца 1865 года, когда у нас в Ржеве прошли первые земские выборы. 21 декабря 1865 года была открыта Ржевская земская управа, для нее позже было построено большое каменное здание, сохранившееся и поныне (Ржев, ул. Ленина, 16).

Сам Дом Земского собрания был обустроен в лучших традициях городских присутственных мест. На его 2 этаже был организован зрительный зал, который использовался не только для административных, но и культурно-досуговых народных собраний и сборов. Здесь был хороший рояль, постоянно занималась любительская музыкально-драматическая труппа, устраивались народные чтения по разным вопросам (вид современного лектория).

Среди ржевитян и населения большого Ржевского уезда (а сюда входили большие территории нынешних Оленинского, Селижаровского, Нелидовского районов) с первого этапа своего образования земство (его руководящий состав и выборные члены) обладало непререкаемым авторитетом, который определялся, прежде всего, высокой гражданской ответственностью в выборе, постановке и решении важных задач местного управления. Напомним, что уездное земское собрание состояло из земских гласных, избиравшихся на съездах местных землевладельцев, городских избирателей и делегатов – выборщиков из сельских сообществ.

Приведем несколько примеров улучшения жизненного пространства жителей Тверского Верхневолжья, которые характеризуют качество работы местного земства. Это, прежде всего, решение вопроса о строительстве в Ржеве большого железнодорожного узла, связавшего город с крупнейшими центрами России: Москва – Великие Луки и Рига, Санкт-Петербург – Торжок, Лихославль и Вязьма – Брянск – Симферополь.

Большая заслуга в этом свершении принадлежит именно Ржевскому земству. Его многочисленные ходатайства и прошения в столичные строительные организации значительно ускорили процесс возведения столь нужного и современного средства передвижения. Скажем лишь, что ранее в город можно было добраться лишь по реке Волге (судоходной на то время) и «на перекладных» гужевым транспортом.

Не менее значимым историческим фактом участия земства в ржевском градообустройстве следует считать открытие в городе сначала мужской (1874 г.– прогимназия, в 1901 г. – гимназия), а потом и женской (1893 г.) гимназий.

Уже с 1868 года ржевское земство на благотворительные средства местных землевладельцев учреждает Александровскую земскую стипендию, которая выдавалась за особые отличия в обучении наукам. В столичном журнале Министерства народного просвещения (1868 г., ч. 140, октябрь, с. 9–10) даже специально печатается Положение об Александровских земских стипендиях, учрежденных Ржевским уездным земским собранием, где оно фиксируется в разделе «Министерские распоряжения».

С 1872 года в 13 земских школах обучаются не только мальчики, но и девочки (83 девочки и 549 мальчиков). Для наблюдения за процессом обучения в попечительские советы земских школ выбираются известные люди Ржевского края. Среди них С. Квашнин-Самарин (Жуковская волость), Н. Крамарев (Харинская волость), А. Рачинский (Бобровская волость), П. Есипов (Знаменская волость), князь Гагарин (Васюковская волость), П. Фиглев (Елецкая волость). Интересный факт, в каждую школу для знакомства народа с государственными законами и новшествами был выписан журнал «Мировой вестник».

С середины 70-х гг.XIX в. во многих земских школах вводятся бесплатные занятия по обучению ремеслам и прикладным видам ручного труда: сапожному, портняжному, а в городских школах, гимназии и училищах еще и дамскому рукоделию.

Бурное развитие экономики, открытие все новых фабрик и заводских предприятий, даже небольших трудовых артелей все настойчивее требовали наличие обученных и профессионально грамотных специалистов: инженеров, техников, административного аппарата. Не менее остро востребованным вопросом становилась кадровая подготовка и рабочих технических и производственных специальностей.

Можно сказать, что 2016 год – это год 145-летия с момента становления ржевского технического образования. Как рассказали архивные источники, еще в 1871 году при активном участии Д.И. Менделеева  функционировала местная техническая школа, к сожалению, вследствие разных причин проработавшая только два года.

С 1879 года выходит распоряжение земства об обязательном преподавании ремесла в каждом из училищ и школ, где для этого имеются учебные условия. Так, уже в 1880 году открывается учебное ремесленное отделение в Молодотудском и Елецком училищах, где учат сапожному мастерству, а в Харинском – портняжному. Следует отметить, что положительные результаты нововведения не замедлили сказаться: «сапожное ремесло в особенности в Елецкой школе в первую же зиму принесло пользу – дети выучились чинить теплую и холодную обувь и делать новую, конечно, самую простую, но все ж необходимую в крестьянском быту».

Земство отмечает (1881 г.) актуальность нового вида трудового обучения и отличительные способности преподавательского труда, умело организовавшего и развившего столь необходимые жизненные навыки. «Ученики научились шить простые крестьянские сапоги и изготовляли таковые для себя и своих семей. Расход на этом предмете самый незначительный».

До 1918 г. в Ржеве работала «школа ремесленных учеников» (таково ее официальное название). Год ее основания 1909 и была она открыта на средства известного горожанина Н.И. Болоболина. Здесь подростки обучались основам кузнечно-слесарного и токарно-столярного производства.

В личный административно-преподавательский состав ремесленной школы входили педагоги и духовный наставник. Это: Бородин Александр Данилович (1880 года рождения), образование 8 классов (к сведению, на то время это среднее специальное образование), окончил курс ремесленного училища, учитель инспектор; размер содержания – 1 450 рублей. Маслов Петр Иванович (1862 г.р.), священник, окончил курс духовной семинарии, законоучитель; размер содержания – 90 рублей. Панфилов Василий Иванович (1881 г.р.), образование 9 классов, окончил курс низшего механико-технического училища, учитель-техник. Размер содержания – 1 040 рублей. Журавлев Арсений Тимофеевич (1879 г.р.), образование 9 классов, окончил курс учительской семинарии, имеет звание учителя по математике и географии, учитель общеобразовательных предметов; размер содержания – 855 рублей.

Из преподавательского корпуса школы нам известно биографические сведения о Маслове Петре Ивановиче (Иоанновиче) (1862 – после 1921) – ржевском священнике, протоиерее (1916  г.). Он окончил Тверскую духовную семинарию (1886  г.). С 1.10.1886 г. по 1.11.1891 г. учительствовал в Струженском земском училище (Новоторжский уезд). Рукоположен в священники 22.11.1891 г.

С 1891 по 1896 гг. он служит при 176-ом походном Холмском полке. С 1896 по май 1897 гг. при 2-ом Драгунском Петербургском полке. В 1913–1914 гг. состоит священником Ржевской полковой церкви.

С 20.07.1914  г. по 25.12.1917 г. выступал в военном походе. 07.01.1917 г. был назначен в комиссию по сбору военно-исторических документов за войну с Германией. 01.01.1918 г. по расформированию полка при демобилизации армии остался за штатом.

В 1918 г. переведен в п. Оленино (июнь – октябрь). С октября 1918 по 1920 гг. служит в Преображенской церкви г. Зубцова. С 1920 г. переведен для службы в Никольскую церковь г. Ржева.

Далее сведения о Петре Ивановиче нами пока не найдены. Но известно, что Никольская церковь (Николаевская), которая была расположена в самом центре Ржева (где сейчас сквер Грацинского), одна из первых претерпела страшные муки революционных бурь первой половины ХХ века. Никольскую церковь закрыли первой.

Потом с 1930 года здесь располагался ржевский архив, который был на тот момент отделением архивного управления Западной области. А в середине тридцатых годов, когда новой власти понадобилось «лобное место» для установления памятника вождям, старинный храм начисто сравняли с землей.

Это был красивейший храм Верхневолжья, построенный в честь христианского святого-чудотворца, широко почитаемого в Восточной и Западной церкви Николая Мирликийского – покровителя всех путников и людей, путешествующих по речной и морской глади. Именно от этого храма начинался издревле водный судоходный путь по Волге, на которой Ржеву определялось место первого города от истока великой реки Европы. Он был первым каменным культовым строением Ржева (1692 г.).

Но продолжим наш рассказ о ржевском профтехобразовании.

В Центральном государственном архиве г. Москвы (Ф 459, оп 5) сохранился уникальный документ: «Отчет о состоянии Ржевской школы ремесленных учеников за 1912 год». На 01.01.1912 год там обучалось 28 учащихся. Курс обучения – два года. При поступлении в учебное заведение требовалось обязательная грамотность и наличие знаний по основным гуманитарным дисциплинам.

Абитуриенты сдавали вступительные экзамены, причем выдерживая даже конкурсный отбор (2 человека на место). На учебный курс отбирались кандидатуры 15 мальчиков, прошедших строжайшие испытания.

Среди лучших учеников, кто показывал наиболее сильные знания, как правило, оказывались бывшие выпускники двухклассного Министерского училища, потом шли ребята, закончившие гимназию, затем прошедшие курс реального училища, после них – получившие свидетельства земской школы. Слабые результаты при поступлении показывали юноши, которые прежде занимались в городских начальных училищах.

Занятия здесь выстраивались согласно годовому календарю – с января по декабрь. 1-ое полугодие длилось с 9 января по 28 июня. Здесь проводились учебные теоретические и опытно-практические занятия. А с 14 июля учащиеся проходили практику в мастерских (причем многие – на производствах). 2-ое полугодие выстраивалось по другому: сначала занятия шли в мастерской с 16 августа по 31 августа. Затем продолжались классные обучающие уроки. Они велись с 1-го сентября по 21 декабря. Далее были «святочные каникулы».

Расписание уроков и трудового обучения начиналось с 7 час. 30 мин. Занятия заканчивались в 17 час. 30 мин.

Среди технических специальностей в плане обучения учащимся предписано преподавание общеобразовательных предметов, гимнастики, пения. Среди рекомендаций – это собирание музейных экспонатов. Для читателя скажем, что в этой ремесленной школе была представлена большая коллекция растений и насекомых (бабочек). Кроме того, учителем В.И. Панфиловым была собрана библиотека наглядных пособий для рисования. Он же сам изготавливал многие виды технических приспособлений, необходимых для визуального (зрительного) обучения.

Кроме основного педагогического состава ремесленной школы, в ее штате числились врач (на 1913 г. С.А. Баженов), подмастерье (на 1913 г. Филиппов), служитель, в обязанности которого входило обслуживание помещений (отопление, уборка, мелкий ремонт и т.д.).

Помещение для ремесленной школы было съемным, но постепенно решался вопрос о самостоятельном здании для ведения учебных и практических занятий.

Технически и материально школа обладала весьма достаточными средствами для существования (например, графы: пополнение инвентаря 2 408 р. 85 к.; материалы для мастерской – 742 р. 71 к.; отопление школы – 250 р. 10 к.). И все же главной нуждой было отсутствие собственного просторного помещения, а также нехватка некоторых материалов, необходимых для улучшения производственной практики.

Школа имела право реализации сделанной собственной продукции, средства от которой шли на ее развитие (новые учебники, технические приспособления и спецновшества).

Ржевская специализированная школа имела весьма хорошую репутацию и в губернии, и в столицах. Так, 6 августа 1912 года ее посещает инспектор отдела промышленных училищ М. Михалевский, а 28-го ноября сюда с визитом приезжает директор народных училищ Тверской губернии.

В заключение отметим следующее.

К 10-м годам ХХ века Ржев представлял собой большой уездный город Тверской губернии с 30 тысячами жителей. Здесь находились несколько фабрик; до 40 правительственных и общественных учреждений; три типографии; пожарное общество, в ведении которого в том числе была и своя публичная библиотека; два клуба; более двух десятков народных библиотек, главный театр (театр П.С. Немирова); театр-сад, задействованный для передвижных трупп, цирка; два кинотеатра. Еще одно театральное помещение находилось в доме Филипповых – известных меценатов.

В 1914 году открылась частная музыкальная школа Н.Л. Грешищевой. При железнодорожной станции занимался Центрохор (руководитель Н.Т. Васильев). Гордость ржевитян составлял симфонический оркестр, действовавший при железнодорожном клубе. Два раза в год проходили большие ярмарки с народными гуляньями, потехами, площадными представлениями, собирая множество всякого люда из близлежащих окрестностей.

То есть можно смело сказать, что город активно развивался в разных направления и сферах. И немалая заслуга в этом принадлежит ржевскому земству – органу местного административного управления, который во многом концентрировал не только экономическую и хозяйственную работу уезда, но и умело управлял всем спектром образовательной и культурно-просветительной деятельности.

Ольга КУЗЬМИНА






Новое на сайте

Авторское право

Материалы, размещенные на сайте Тверского областного краеведческого общества служат образовательным и просветительским целям, предназначены для продвижения гуманитарных знаний, популяризации творчества авторов. Размещенные материалы свободны для некоммерческого использования и не предназначены для какого-либо использования на платной основе. Изменение авторских текстов недопустимо, при использовании материалов сайта, ссылка на авторов материалов и сайт «Тверской край» обязательна.

Администрация сайта с благодарностью примет все замечания и пожелания по работе сайта, сделает все возможное, чтобы предложенные материалы и информация были интересны и познавательны для посетителей сайта, не нарушали авторское право и законные интересы третьих лиц, соответствовали действующему законодательству и этическим нормам.

 




Историко-культурный и краеведческий сайт «Тверской край» — 2020 год
– 07.08.2020
SmartTop.info
Сергей Бривер
— разработчик, администратор
и редактор сайта
Вход в консоль
Политика конфиденциальности_