Вместе четыре века
 
Слайдер
Тверское
  Областное
   Краеведческое
     Общество
3-ist 3-ist 3-ist 3-ist 3-ist

© Интернет-публикация сайта «Тверской край». Редактор сайта Сергей БРИВЕР

КузьминаОМ

Кузьмина Ольга Михайловна

Окончила Калининское музыкальное училище (1979), Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (Российская академия музыки, Москва, 1984), факультет психологии ТвГУ (Тверь, 1993), Институт художественного образования и культурологии РАО (Москва, 2006). В 2006 г. защитила кандидатскую диссертацию в РАО (Москва). Кандидат педагогических наук. Почётный работник культуры и искусства Тверской области. Лауреат премии Губернатора Тверской обл. Автор 10 книг и более 120 научных публикаций по историко-культурным отечественным традициям.

Член Совета ТОКО

ВМЕСТЕ ЧЕТЫРЕ ВЕКА

 

Стало традицией, что в клубе железнодорожников при аншлаге проходят концерты народного творчества. В нем участвуют художественные коллективы, которые отражают национальную самобытность народов, проживающих в Ржевском Поволжье. Благодарная публика (а зале бывает и стар, и млад) с восторгом внимает и слушает веселые русские гармошечные переборы и задушевные трепетно волнующие звуки армянского духового инструмента – дудука, искрометность восточных танцев и мягкие тона белорусских напевов, разухабистость частушек «семеновны» и барабанные дроби горных плясок. И все – в едином порыве, на одной волне творческого вдохновения. Это музыкальное великолепие еще больше подчеркивают красочные сценические костюмы.

А еще раньше, когда художественным Советом клуба только задумывались эти концерты, планировалось пригласить несколько ансамблей. В их числе был и песенно-инструментальный карельский ансамбль, что совсем не случайно для Тверской земли.

По последней Всероссийской переписи в Ржеве и районе проживают чуть больше 75 тысяч русских. И вместе с ними добрососедствуют почти 400 белорусов, около 800 украинцев, 147 татар, около 600 узбеков, 140 цыган, около 100 азербайджанцев,  почти 350 армян. Это только сведения о народах, в которых уже сформированы зерна этнической укоренелости, и чья численность достигает более сотни человек. Но есть еще малые этносы, чья культура и язык тоже представляют особый колорит.

Надо сказать, что Волговерховье и его Ржевско-Зубцовский регион всегда относились к уникальным явлениям отечественной культуры. Многие ученые поясняют этот феномен фактом «мигрирующих» территорий» либо особой «зоной межэтнических контактов славянских и прибалтийских народов». Действительно, историческое заселение и сильный фактор «перехода и перемещения народов», сопровождающий становление верхневолжской территории и поныне, диктуют ярко выраженные процессы «этнической мозаики». К сведению, например, согласно переписи, сегодня на Тверской земле, кроме русских, проживает значительное число представителей разных национальностей (до 86).

Теперь немного конкретнее о карелах. В Ржевском районе, например, на 2002 г., согласно официальным итогам статистики, было только 11 человек карельской национальности. Это 4 мужчин (1 свободно владеет языком) и 7 женщин (1 владеет языком и читает). В городе проживал 31 карел (15 муж., 16 жен.), 5 чел. из них свободно общались на карельском языке. На 2010 г. в районе осталось лишь 4 чел., в городе 17 (6 муж. и 11 жен.); владение языком не оговаривается.

Поскольку автор статьи имеет опыт общения с этой диаспорой и, изучая сложившуюся реальную ситуацию, можно говорить и об утаивании точных сведений. Тверских карел, живущих рядом с нами, все же несколько больше. Многие из них стараются не афишировать свою этническую принадлежность во избежание «неудобных жизненных обстоятельств».

Небольшая историческая справка.

Земли ржевско-зубцовского пограничья в разные исторические эпохи имели неоднозначную прикрепленность к тому или иному государственно-имущественному владению (княжескому, губернскому, областному).

Напомним, что эти края входят в единый природный комплекс Валдайско-Смоленской возвышенности – так называемый «Оковский лес» (лес рек, лес волоков), откуда берут начало крупнейшие реки Европы: Днепр, Волга, Западная Двина. Территориально – это Московско-Смоленско-Тверское пограничье, куда входит Волговерховье (его малые реки со стороны Смоленщины: Тудовка, Осуга, Вазуза с их притоками) + восточная часть левобережья  бассейна Западной Двины (Даугавы): Лучеса, Обща, Межа + северный бассейн Днепра.

Исстари этот древний край звался «Большой Оковский лес – «славянские ключи», – место, где из многих племен, как река из ледников, формировалась русская народность. Здесь были первые поселения кривичей и славян, положившие начало образованию многих русских городов.

Уже 8 веков как известны по летописям Ржев и Зубцов, и 2016 г. – это важная историческая веха в судьбе обоих наших старейших городов, первое упоминание о которых восходит к 1216 году, когда древнейшие волжские поселения относились к Смоленскому княжеству.

В более поздний период периферийная территория Ржевско-Зубцовского Поволжья все время находится в пограничном со-стоянии, краевом помежье с другими крупными этноузлами (Смоленск, Псков, Новгород, Ярославль, Московия) и недалеком соседстве с Прибалтикой и Белоруссией. Безусловно, что все это отражается на сфере взаимодействия и взаимовлияния культурной жизни края.

И все же стоит остановиться еще на интересном историческом результате. Именно здесь, на Тверской земле сконцентрировались поселения карел, которые в большей или меньшей степени и к настоящему времени сохраняют свой ярко выраженный национальный колорит.

Сегодня средоточие тверских карел, проживающих в Зубцовском районе, можно наблюдать близ Погорелого Городища (около 40 км от Ржева). Именно в поселениях: Ботино, Новое, Васильевское, Матюгино, Семеновское и др. проживает небольшая, но самодостаточная карельская диаспора (греч. diaspora — рассеяние, часть народа или этническая общность, живущая вне страны своего происхождения, своей исторической родины).

Согласно исследованиям Д. Рихтера (1904 г.) на основе переписи 1873 г. в Зубцовском уезде Ивановской волости проживало 1793 человека в 9 поселениях: Александрово (272), Новое (282). Васильевское (212), Галахово (226), Введенское (77), Ивановское (191), Матюгино (134), Семеновское (241), Марьино (158).

В процессе общения с карельским населением, было выяснено следующее. Согласно местной легенде, «два короля в Финляндии, играя в карты, поставили на кон карельские семьи. Русский король выиграл, и тогда всех нас перевезли сюда, на Держу». К сведению: река Держа – это правый приток Волги, впадает ниже г. Зубцова. Карелы компактно живут около р. Держи и ее притоков – лесных речек Горянки и Кляки.

Действительно, используя Хронологию по истории тверских карел, можно найти подтверждение этого факта переселения. Так, в 1649 г. был подписан договор между Россией и Швецией о карелах-перебежчиках. Исторический документ гласит о том, что с 1617 по 1669 гг. состоялось массовое переселение карел на Тверскую землю. В 1662 г. на территории ряда уездов (в их числе, например, Бежецкий, Новоторжский) была уже проведена перепись карел.

В 1703–1721 гг. состоялась еще одна (последняя) переселенческая волна карел на Тверскую Землю. В 1797 г. был осуществлен перевод дворцовых крестьян-карел в удельных крестьян.

Ф.Н. Глинка в 1836 г. впервые обозначил места концентрированного проживания карел в Тверской губернии. Для читателя скажем, что именно Федор Николаевич (1786–1880) – один из первых исследователей, кто оставил для истории свои замечательные воспоминания о Ржеве и близлежащих окрестностях. Он бывал в наших краях и написал весьма красочные повествования о своих ржевских впечатлениях.

Карелы, как и русские, сохраняют     духовные скрепы православных традиций. Следует отметить, что уже в начале XIX в. карелы приобщаются к православию. Так, в 1820 г. был написан первый перевод Евангелия на карельский язык.

До войны 1941–1945 гг. в с. Ивановское-Новосильцево был большой храм – Скорбященская церковь. Она находилась при погосте на южной стороне окраины села. Сегодня все утрачено. В этих местах прошли страшные боевые сражения, когда танки просто утюжили землю.

К настоящему времени церковь полностью и безвозвратно разрушена. Вблизи от этого места остались лишь захоронения (некоторые из них старинные и очень солидные – с мраморными постаментами – памятниками). Все женщины, кого мы повидали в нашей поездке по карельским поселениям, с каким-то особым чувством восторга рассказывали о храме. Их всех здесь крестили, а само место было таинственно и священно. И в памяти моих современниц остались только высокие и сильные духовные переживания.

Из архивных источников известно, что церковь Скорбященская была построена в 1808 г. Это было массивное каменное двухэтажное здание с четырьмя престолами: холодный – на верхнем этаже – Божьей Матери Всех скорбящих Радость; и теплыми нижнего 1 этажа: Рождества Святого Иоанна Предтечи, Святого мученика Василия Просветителя Анкирского и Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

В 1869 г. служивший в храме священник Доримедонт Соколов нашел на колокольне храма два деревянныx креста. На одном была дата «1630 год». Не исключено, что это и есть крест от первой деревянной церкви, поставленной со времени заселения карел на Волговерховье. Скажем, что семья духовников Соколовых долгое время (более 70 лет) служила в ржевских церквях.

Скорбященский храм был построен стараниями помещика села Ивановское – майора Александра Васильевича Новосильцева, освящен протоиереем Тверского кафедрального собора Иоанном Алексеевым. Новосильцевы известны в Ржеве еще в XVI в.: имели свои дома в городе, занимали должности в городском управлении Ржева.

К сельской церкви с. Ивановское/Новосильцево принадлежали три часовни. В дер. Семеновское часовня была освещена в честь преподобного Симеона; она была построена на месте церкви, разоренной Литвой в XV в. В дер. Новой часовня была выстроена во имя Пророка Ильи, которую 2 мая 1714 г. на свои средства поставила семья крестьянина Самуила Иванова с сыновьями. 13 августа 1867 г. сгорело 3/4 этой деревни вместе с часовней, но в тот же год жителями деревни опять была выстроена новая часовня.

В 1862 г. в дер. Воскресенской собрали тоже Ильинскую часовню, сооруженную по случаю произошедшего тогда здесь сильного пожара.

Скорбященский храм был построен стараниями помещика с. Ивановское – майора Александра Васильевича Новосильцова (1766–1840), освящен протоиереем Тверского кафедрального собора Иоанном Алексеевым.

А.В. Новосильцов был женат на княгине Прасковье Александровне Лобановой-Ростовской (? – 1850) – дочери генерал-майора, князя Александра Ивановича Лобанова-Ростовского (1754–1830) и его жены Анны Никифоровны Масловой (? – 1819). В Москве супруги жили в собственной усадьбе в Старых Воротниках. Дом сильно пострадал во время московского пожара 1812 г. при вторжении армии Наполеона в столицу. В отремонтированном здании в 1814 г. открылся Благородный пансион Московского университета. А Новосильцевы, по всей видимости, переселились в Петербург. В газетах той поры довольно часто встречается эта фамилия.

По местной легенде, крестьянские помещичьи деревни назывались по именам детей семьи Новосильцевых: Ивановское, Александрово, Васильевское, Семеновское, Денисово, Аннино, Марьино, Надеждино, Артюхино.

В 1840 г. в возрасте 74 лет секунд-майор Лейб-гвардии конного полка упокоился здесь же – в галерее, соединяющей колокольню с церковью.

В 1870 г. в Скорбященской церкви проводились большие реставрационные работы. При храме одними из первых в уезде были открыты народное училище и школа грамотности. Тогда тут проживало 977 мужчин и 1026 женщин.

В 1938 г. церковь закрыли. А потом ее стали разрушать и поганить: вытащили из-под паперти гроб с телом барина, открыли крышку, думая, что там есть золото. Уже позже старые люди перехоронили останки А.В. Новосильцева на кладбище. Там, где ранее были упокоены все священники, служившие в церкви.

После войны 1941–1945 гг. на месте церкви выстроили клуб и жилой дом. Но ни одно, ни другое здесь так и не прижилось – место не привлекало людей.

Советские времена, во многом, обезличили и местную карельскую культуру. И, вместе с тем, компактность проживания карельских семей на этой земле, сохранение семейных традиций и языковых навыков, чистота брачных союзов и верность родовым заветам – все было еще живо вплоть до конца XX в.

Наши наблюдения показали, что карелы всегда держались вместе – «как одна семья» (из выражения местных), выручая друг друга, опекая и помогая в бытовых ситуациях; молодежь, уезжая на учебу ли заработки, старалась у своих заручиться помощью, тех, кто уже освоился на новом месте. Детей и стариков никогда не бросали, даже при незначительной отлучке организуя пригляд. Искренне очень радовались, если где-то на чужбине встречали односельчанина. И всегда между собой разговаривали по-карельски.

Сегодня, когда язык здесь почти потерялся и лишь в отдельных семьях на нем общаются, отрадно, что в каждом карельском доме на самом видном и удобном месте лежит либо карельский букварь, либо диск с карельскими наигрышами и песнями. Это могут быть и старые фото родственников («с которыми когда-то разговаривали по-карельски»).

Карельские дома уютные и вместительные. Раньше дом строили на 2 избы – летняя и зимняя. Сейчас это сохранилось в другом виде: строение разделяется на кухню-печку и отдельно жилое помещение, которое закрывается на ключ. Дома чистые. Хозяйки любят полотняные половики – дерюги, матерчатые столешницы – «чтобы голо не было».

Одним из обязательных строений в жилом комплексе является баня, о ней говорят, как о чем-то необходимом и важном в жизнеобеспечении.

В семьях не забывают про «сульчинки», «сканцы», другие карельские блюда. Помнят рецепты их изготовления, часто пекут для повседневного лакомства.

До последнего времени местные жители крепко сохраняли своей погребальный обряд, когда, отдавая почести упокоившему, несли его на руках не одну версту (иногда до 7).

В былые времена здесь искусно и умело делали посуду, а в Васильевском отменно изготовляли на продажу сани. Долго (практически до войны) сохранялся старинный покрой народного костюма, а карельские женщины носили «сороку» — колоритный местный головной убор – образец самобытности и мастерства рукоделия.

Многое из бытовых принадлежностей на сегодня не сохранилось. Утраты объясняются всеуничтожающей войной, которая прокатилась здесь огненным смерчем. Но в некоторых домах еще можно обнаружить «полога» и «завесы» на кроватях, скатерти и оконные занавески преимущественно с синей или фиолетовой каймой.

Четыре века живут вместе с нами карелы на Верхневолжье. Но как мало мы знаем друг о друге, как занижена социальная востребованность этой культуры. Сегодня налицо нарушение преемственных связей в звеньях поколений, обезличивание национальной оригинальности, что выступает реальной угрозой стирания самобытности нашего края. А отток новых поколений, невозвращение молодежи на свою «малую родину» для постоянного жительства уже почти растворяет в небытие некогда активно действующую карельскую диаспору. Думается, что эти причины не новы для нового российского социума. И все же, если бы хоть немного притормозить полное исчезновение национальных традиций, за которыми стоят историческая память и культура России, мы смогли бы, наверное, стать чуть выше и богаче как духовно, так и нравственно.

Ольга КУЗЬМИНА






Новое на сайте

Авторское право

Материалы, размещенные на сайте Тверского областного краеведческого общества служат образовательным и просветительским целям, предназначены для продвижения гуманитарных знаний, популяризации творчества авторов. Размещенные материалы свободны для некоммерческого использования и не предназначены для какого-либо использования на платной основе. Изменение авторских текстов недопустимо, при использовании материалов сайта, ссылка на авторов материалов и сайт «Тверской край» обязательна.

Администрация сайта с благодарностью примет все замечания и пожелания по работе сайта, сделает все возможное, чтобы предложенные материалы и информация были интересны и познавательны для посетителей сайта, не нарушали авторское право и законные интересы третьих лиц, соответствовали действующему законодательству и этическим нормам.

 




Историко-культурный и краеведческий сайт «Тверской край» — 2020 год
– 08.08.2020
SmartTop.info
Сергей Бривер
— разработчик, администратор
и редактор сайта
Вход в консоль
Политика конфиденциальности_